Строительный крах

В Улан-Удэ открыто заговорили о деградации отрасли
A- A+
В Бурятии ждут потока федеральных миллионов. В том числе на строительство разных социальных объектов, мостов и так далее. Только встает вопрос - кто будет этим заниматься? Строительная отрасль Улан-Удэ пребывает в полуобморочном состоянии, а профессионалов в этой сфере  можно пересчитать по пальцам. 

Нет денег - нет стройки

В ближайшие годы в Улан-Удэ надо будет построить пять школ, построить (или выкупить здания) 17 детсадов, третий мост через реку Уду, предстоит реконструкция теплосетей на 1,9 млрд рублей, планируются работы по программе «Чистая вода». Продолжат и дорожные работы. 

До 2024 года ежегодно предстоит осваивать 300-450 млн рублей. Вполне можно ждать строительства нового здания Национального музея и здания театра «Байкал». Разумеется, есть планы и по возведению жилья. 

Но кто будет этим заниматься? Строительная сфера Улан-Удэ пребывает в упадке: более-менее чувствуют себя не более четырех строительных компаний и трех проектных фирм. 

На строительное направление последний раз серьезные «вливания» финансов поступили при подготовке к юбилею присоединения Бурятии к Российскому государству. Это были деньги от федерального центра. Так, возвели десять детсадов, десять школ. Но с 2012 по 2017 годы отрасль покатилась вниз.

- Сокращение объемов производства произошло практически в два раза. Соответственно, среднесписочная численность работников отрасли уменьшилась практически вдвое, - говорит Виктор Хандаев, председатель комитета по строительству г. Улан-Удэ.

Сегодня улан-удэнские строители подбодрены тем, что подписаны почти все соглашения по финансированию строек на ближайшие три года. Переход республики из СФО в ДФО внушает надежды. 

Вот только эти надежды восходят над уже полуразрушенным строительным комплексом города и разбежавшимися кадрами. Множество людей работают в Южной Корее или на вахтах в других регионах России. Новые же кадры готовятся в малом количестве.

По словам Виктора Хандаева, было время, когда факультет промышленного и гражданского строительства ВСГУТУ ежегодно выпускал до 80 человек.  

- Эти люди уходили в проектные организации, в строительный комплекс на генподрядную деятельность. В текущем году, я думаю, к сожалению, ВСГУТУ подтвердит не более тридцати человек. И они могут не дойти до строительства, - предупреждает он.

Мина замедленного действия

Тем временем республика никак не может решить проблему существующего ветхого и аварийного жилья. В Улан-Удэ уже копятся целые микрорайоны разрушающихся многоэтажек. Их количество будет нарастать такими же темпами, какими строили во времена СССР. 

В мэрии не скрывают перспектив – советский жилфонд стареет и стареет. Еще немного, и разваливающиеся микрорайоны станут бросаться в глаза, и речь пойдет уже не только об окраинах, но и центральных районах. 

- Город интенсивно застраивался индустриальным домостроением в период 1960-90-х годов. Улица Терешковой, от Геологической до Сахьяновой, – этот комплекс жилья был построен в 1960-70-е годы. По всем нормам градостроительства, жилищный фонд на сегодняшний день приходит к моральному износу. Пятьдесят лет как минимум уже прошло. Я не говорю уже о соцгородке ПВЗ, ныне ЛВРЗ... ПВЗ и соцгородок Загорск – это одногодки. Восточный – моложе, - приводит примеры Виктор Хандаев.

Он подчеркивает, что дома строились или в кирпичном исполнении, не отвечающем энергоэффективности, или в крупнопанельном. 

- Последнее потеряло сегодня сейсмоустойчивость. То есть любое сейсмическое воздействие более трех баллов, и мы с вами не гарантируем  безопасность нашего населения. Застройка 335-й серии сегодня не удовлетворяет нормам сейсмобезопасности, - констатирует зыбкость ситуации представитель мэрии Улан-Удэ.

Президент Владимир Путин поставил перед страной конкретные задачи по наращиванию ввода жилья. В этом будет участвовать и Улан-Удэ. Но как город сможет выполнить решение президента?

По подсчетам, реализация путинского «строительного» наказа повлечет за собой необходимость выделения в городе крупных земельных участков для многоэтажного строительства - для ежегодного ввода в строй 280 тыс. кв. метров жилья.

Уничтожить «хрущевки»

Глядя, как Москва убирает старые пятиэтажки и строит на их месте новые жилые комплексы, в Улан-Удэ хотят сделать так же. В этом случае можно  сэкономить на инфраструктуре.

- Задача, поставленная Минстроем Бурятии, объем строительства в 177 тыс. кв. метров с повышением в дальнейшем по 5% в год в пределах пятилетнего периода, говорит о том, что земельных участков с подготовленной инфраструктурой на территории города нет, - раскрывает текущий расклад Виктор Хандаев.

В столице республики существует «Программа развития застроенных территорий». Она похожа на московскую реновацию, но предполагает снос домов и возведение высоток в местах неблагоустроенной барачной застройки. 

Министр строительства республики Николай Рузавин с пониманием относится к идее реновации. Он напоминает, что в Госдуме находится законопроект, который определяет механизм реновации. 

- Но я думаю, нам надо не дожидаться его, а начинать готовить какую-то базу. В первую очередь, с городом Улан-Удэ. Наш флагман по жилищному строительству - это Улан-Удэ. Если не будет земельных участков, то мы практически программу провалим, - поддерживает министр.

Усиление жилой многоэтажной застройки в таком малоимущем регионе, как Бурятия, очень сложное дело. Высотки могут остаться пустыми домами-призраками, как в КНР. 

Тем более что скоро застройщики смогут работать только за счет собственных денег или банковских кредитов. Деньги, собранные с дольщиков, будут лежать в банке на спецсчете и перейдут застройщику только когда он построит дом (так государство защитило интересы людей).

А ипотека с ее нынешними условиями по плечу далеко не всем улан-удэнцам. По словам Виктора Хандаева, в Улан-Удэ в списке на улучшение жилищных условий стоят 17 тыс. человек. 

- Это работники бюджетной отрасли. Надо работать над уменьшением данной очереди. Мы понимаем, какие у них доходы, – в среднем от 25 до 35 тыс. рублей в месяц, - рассуждает чиновник.

Выход в мэрии видят в снижении ипотечных ставок и первоначального взноса. Ставку надо снизить с 11,9% (самая низкая) до 6%.  

Чтобы обеспечить перспективы, продвигается проект по созданию домостроительного комбината. Есть конкретное предприятие, работающее в данном направлении. Чтобы поддержать начинание, из мэрии Улан-Удэ звучат предложения о господдержке. 

Индустриальное домостроение, как и индустриальное возведение соцобъектов, позволило бы строителям перейти на круглогодичный цикл.

- Профессионалы это понимают. Ведь сегодня мы останавливаемся 15 октября и выходим на работу 15 марта... А сборный железобетон даст нам возможность круглогодично использовать данную технологию. Отделочные работы можно производить и в течение зимнего периода, - считают в мэрии Улан-Удэ.

В строительный крах легко зайти, но трудно выйти. Власти выдвигают идеи, и это хорошо. Правда, они будут еще долго воплощаться в реальное дело, и это уже плохо. Поэтому никто не ждет перелома в нашей строительной отрасли в ближайшие годы. 

Петр Санжиев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.