Энхалукская народная демократия борется с загрязнением

21 марта 2004 на сельском сходе жители села Энхалук выбрали старосту. Это в общем-то небольшое, по меркам республики, событие крайне любопытно тем, что впервые в Бурятии власть берет свою легитимность не от государственной системы, а от самого народа. Староста и отец-основатель Энхалукской демократии Виктор Иванович Костин начал свою деятельность с активной законотворческой работы, под его началом была принята "Конвенция о разделе прибрежной территории в пределах села Энхалук на предмет уборки мусора". Поистине народная демократия начала приносить свои плоды.
A- A+
И стало чисто
"Конвенция" каждый кусочек побережья разделила на зоны ответственности конкретных людей, живущих поблизости. Сам сельский закон, одобренный большинством населения, отличается от законов республиканских лишь большой степенью конкретики.
Мотивом, побудившим принять этот документ, является следующее соображение. Виды Байкала кормят практически все постоянное население села Энхалук. Ведь туристы приезжают сюда именно за этим. Горы мусора на побережье, естественно, количество туристов не увеличивают. Жители села согласились с этим простым соображением, и протестов по поводу Конвенции не было. Новоиспеченные ответственные за свои участки не оплошали: в начале июня на байкальском пляже на протяжении всего села было чисто.
А за селом, где проживают и каждый сезон оставляют свои явные следы туристы, уборку проводили на деньги спонсоров. 2-го июня на протяжении целого километра работали четыре человека, добровольцы из числа геологов, и один самосвал (из того же "источника")... За 2 часа рыцари грабли и лопаты собрали и вывезли шесть кубов мусора. Кстати, небесплатно: зарплата составляла 50 рублей в час. А спонсорами выступили некие "богатые люди Энхалука".
Вообще-то полтинник за час — это неплохие деньги, особенно в деревне. Но продолжения очистительная кампания, увы, пока не получила. Больше никто убираться не вышел, хотя желание у народа сделать свой мирок чище есть:
— Основная причина формулируется простым словом "некогда", — сетует Виктор Иванович. — Да тут еще жара и невероятно активные в этом году комары, мошкара, клещи. Не хватает не только рабочей силы, но и техники. Итак, стараниями "патриотов" на территории административного образования Сухинской сельской администрации с. Энхалук стало чисто.
Государство помогать не спешит
— Дальше — территория Гослесфонда, то есть существует и здравствует хозяин, который получает деньги за воду, за лес. Это Республиканский Комитет природных ресурсов. Они обязаны предоставлять условия для отдыха людей. Можно расставить контейнеры для сбора мусора и выделить машину для их опорожнения. Можно перечислять средства для этих нужд в сельские администрации, те пусть договариваются с частными предпринимателями, и те работают. В любом случае, владелец территорий должен побеспокоиться об их чистоте. На сегодня за грязную работу берутся добровольцы, которым платят спонсоры, тоже получается, добровольцы. Есть надежда на школьников, которые скоро приедут на летний отдых. До этого организацией уборки территории занимались главы местных сельских администраций, — рассказывает Виктор Иванович.
Что интересно, а это замечают буквально все местные, не все отдыхающие одинаковы. Сюда приезжают две большие группы — иркутяне и свои родные жители Бурятии, в большинстве улан-удэнцы. Замечено, что первые намного аккуратнее: они имеют привычку собирать мусор в мешки и выносить к дороге. Еще гости из соседней области не рубят лес. Цивилизованно привозят нагревательные приборы — всякие там шашлычницы и горелки, работающие на керосине или солярке. А некоторые отдыхающие — это уже наши — мало того, что рубят лес на дрова, еще и обдирают вкруговую кору с деревьев, чтоб те засохли к следующему сезону! А это просто изощренное варварство: из деревьев умельцы тут же, на месте стоянки, мастерят мебель — примитивные столики и лавки. Грустно, но замечено: бьют бутылки именно наши. Они же и безобразят больше всех.
— Помню, в 1991 году я обращался к директору Иркутского национального парка с вопросом: не дадут ли деньги на уборку территории. Тот ответил, что на уборку деньги найдутся всегда. Почему-то в Бурятии услышишь другой ответ: денег на это нет, — говорит староста Энхалука. — Многого нет. Например, места для свалки. Его начали выбивать еще 15 лет назад. Сегодня, с увеличением объема мусора эта проблема стала в разы острее. Посмотрите: появилось множество новых роскошных коттеджей, а место для свалки так и не нашлось, мусор элементарно девать некуда. И прибрежная водоохранная зона заполняется мусором.
Народная демократия
Каждый год наш древний и уникальный Байкал становится все более грязным, мутнеют его воды, берега моря тонут в мусоре и отходах человеческого отдыха. Хотя, казалось бы, совсем нетрудно собрать за собой пустые бутылки и пакеты.
— Мы убедились: у богатых отдыхающих, которые дали денег для очистки берега, совесть есть, — говорит Виктор Костин. — А есть ли у простых отдыхающих? В этом году люди приедут на уже убранную территорию. Что они оставят после себя к осени? — вопрос Виктора Ивановича можно адресовать каждому. Вот Вы лично — что после себя оставляете?
Энергичность старосты в борьбе с мусором не оставляет сомнений — проблему решают и в ближайшее время решат. Распределят с толком ответственность, найдут деньги на поддержание чистоты. Примечательно, что выбранный сельчанами староста не наделен государственными полномочиями. Его власть держится исключительно на уважении местного населения. От того, видимо, и вопросы решаются очень быстро, достаточно получить согласие на сельском сходе. Это и есть местное самоуправление в чистом виде, развитие которого на селе выведет деревню из затяжного кризиса. Будем надеяться: решив проблему с мусором, село Энхалук начнет решать и другие собственные проблемы. Общими усилиями, не оглядываясь на государство.
Улан-Удэ — Энхалук — Улан-Удэ.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.