03.10.2012 в 09:09

Квартирный вопрос без ответа

Бурятия - единственный регион Сибири, отказавшийся давать квартиры олимпийцам
A- A+

Совсем недавно в нашей республике подвели итоги Олимпиады в Лондоне, где честь Бурятии и России отстаивали три спортсменки: Любовь Волосова, Инна Степанова и Ирина Баторова. Напомним, что впервые за почти 50 лет мы получили олимпийскую медаль, бронзу, которую принесла борица Любовь Волосова.  

Однако ничего, кроме безграничного восхищения и солидной, по нашим меркам, премии в 500 тысяч рублей, девушка не получила. Видимо, для республиканских властей олимпийская бронза в одном из древнейших и сложнейших видов спорта не стоит большего.

Для сравнения, в соседней Иркутской области правительство подарило двухкомнатные квартиры в Иркутске серебряному призеру Олимпийских игр 2012 г. гимнастке Дарье Дмитриевой и ее тренеру Ольге Буяновой. В Якутии обладатели серебряных медалей в толкании ядра Евгений Колодко и паралимпиец-пауэрлифтер Владимир Балынец удостоились денежных сертификатов по 4 млн рублей, бронзовая медалистка Паралимпиады по стрельбе из блочного лука Степанида Артахинова поощрена сертификатом в размере 3,2 млн рублей. Помимо этого медалистам выделены однокомнатные квартиры в строящемся доме в центре столицы.

Практически во всей России, где спорту уделяют должное внимание, привилегии в виде премий и квартир за высшие достижения в спорте предусмотрены давным-давно. За исключением тех регионов, где о спорте знают только из телевизора. 

Не положено

Нынешняя Олимпиада вскрыла нелицеприятный для имиджа республики факт. Оказывается республиканский закон «О физкультуре и спорте» вообще не предусматривает выделение квартир, никому - ни чемпионам Европы, ни чемпионам мира, ни даже призерам и победителям Олимпийских игр. Просто не положено.

Данный закон на последней сессии Хурала в конце сентября был немного изменен. Премии повысили ровно в два раза. Теперь за золото Олимпиады, если такое чудо случится, спортсмен получит аж два миллиона рублей. Кроме того победителей и призеров Паралимпийских и Сурдлимпийских игр уравняли по денежным вознаграждениям со здоровыми олимпийцами. Но о квартирах по-прежнему - ни слова. 

Очень странная позиция народных избранников по отношению к гордости нации. При этом  хуральцы не забывают повышать доплаты к пенсиям чиновников, которые в следующем году составят более двухсот миллионов рублей. Этих денег хватило бы, чтобы обеспечить жильем добрую сотню чемпионов, на 50 лет вперед.

При этом мы не устаем говорить о том, что спорт - это один из приоритетных векторов развития. Мы строим спортивные дворцы за миллиарды, а одну-две квартиры раз в четыре года выделить не можем. О какой мотивации к победам может идти речь? Многие спортсмены, да что там, большинство - люди не богатые, приехавшие из сельских районов и ничего кроме спорта делать не умеющие, да и нет на что-то другое времени. Хотя многие умудряются совмещать спорт с учебой, работой и личной жизнью. Только рано или поздно бытовые хлопоты сказываются на результатах в худшую сторону. 

Прихожая вместо кровати

В Бурятии спортсменам не только не выделяются квартиры, их также не могут арендовать на время сборов. В Улан-Удэ даже нет ни одного спортивного общежития, где иногородние спортсмены могли бы жить сами или со своими семьями. Спортсменам-студентам также очень сложно получить место в общежитиях при вузах. Единственным исключением можно назвать, пожалуй, сельхозакадемию, где приютили чемпиона первых юношеских Олимпийских игр кижингинца Алдара Бальжинимаева. 

Мастер международного класса по вольной борьбе, чемпион Европы по молодежи Владимир Вильмов со своей сестренкой, бронзовой призеркой Европы Мариной Вильмовой живут с матерью в малосемейке на 16 квадратных метрах. По словам друзей Владимира, которые бывали у него дома, у именитого борца даже нет собственной кровати, и он, как герой известного американского фильма «Невидимая сторона», спит на полу в прихожей. 

История одного из самых перспективных борцов Бурятии, обладателя Кубка Мира Александра Богомоева также не радужная. Он сирота при живых родителях, и семью ему заменил спорт и любимый тренер Валерий Николаевич Иванов. Очень часто Саша, возвращаясь с очередных соревнований, в самолете или поезде лихорадочно соображает, куда же пойти ночевать в Улан-Удэ. На сборах по России легче, всегда есть, где выспаться, где поесть, спортсмен не думает о проблемах и сосредоточен на результате. Но в родной Бурятии, за которую он проливает литры пота на ковре, ему пойти некуда. Выручают друзья по команде. В основном Саша останавливается у своего друга, также известного вольника Александра Гармаева. Но, по словам знакомых, у Гармаева своя семья, дети, и долго так продолжаться не может. 

Участник пекинской Олимпиады борец Базыр Базаргуруев, дошедший в Китае до пятого места, также все пять лет учебы в БГУ и два в аспирантуре был вынужден скитаться по углам. Базыр родом из Агинского округа, из маленькой лесной заимки Челутай, сейчас обзавелся семьей, у него двое маленьких ребятишек. На деньги меценатов в самом поселке Агинское был куплен дом, куда Базыр переехал со всей своей большой семьей, с отцом, старшим братом, женой и детьми. Мысли спортсмена в последние два года были заняты бытовыми хлопотами, поэтому лицензию на Лондон он добыть не смог.

Стрелок из лука Ирина Баторова, которая до участия в Паралимпиаде выиграла чемпионат мира среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в Турине, сейчас снимает в Улан-Удэ квартиру за 10 тысяч, получая при этом 15 в ШВСМ. Кроме этого каждый год девушке надо менять протез ноги.  

Кроме спортсменов жильем обделены и их тренеры. Труд наставника во многом влияет на выступление спортсмена. Недаром тренерам также положены премии за победы их подопечных. Зачастую тренеры всю жизнь проводят в спортзалах, за мизерную зарплату взращивая новые поколения спортсменов. Так проходит жизнь, и они, в конце концов, остаются ни с чем. Государственный тренер по вольной борьбе Бурятии Юрий Сандаков вырастил чемпиона Сурдлимпийских игр Григория Кожевникова, готовил Любу Волосову к Олимпиаду в Лондоне, и до сих пор у этого человека нет своего угла. 

И таких примеров огромное множество. Редко кто из спортсменов решается «качать права» и говорить вслух о проблеме, которая на самом деле становится критической. Если в ближайшее время вопрос об улучшении бытовых условий спортсменов не решится, как он решается в случае молодых учителей, врачей и инвалидов, то тогда о победах можно забыть, вообще распустить сборные, чтобы люди не мучились и занимались нормальными делами. 

Отписки

Валентина Протасова известна далеко за пределами Бурятии. Девушка, несмотря на юный возраст, семикратная чемпионка и рекордсменка мира по стрельбе из матчевого арбалета, двукратная чемпионка мира по пулевой стрельбе. В 2008 году Валентина вышла замуж за известного пулевика, также члена сборной России Максима Ситдикова. С тех пор молодая семья стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Все это время супруги живут с родителями Валентины в маленькой двушке на 42 квадратах. Месяц назад у них родился ребенок, и вопрос о собственной квартире или хотя бы комнате в общежитии встал как никогда остро. 

За год до Олимпиады в Лондоне от министра спорта, туризма и молодежной политики России Виталия Мутко на имя президента Бурятии Вячеслава Наговицына пришло письмо. К нему прилагался список кандидатов на участие в Играх, куда вошли и мы с Максимом, - говорит Валя. - В письме Мутко просил «принять необходимые меры по созданию спортсменам-кандидатам в спортивные сборные команды Российской Федерации, представляющим Республику Бурятия, их личным тренерам, тренерам и специалистам спортивных сборных команд благоприятных условий для тренировочного и восстановительного процессов, а при необходимости, по улучшению социально – бытовых условий». То есть даже в руководстве российского спорта понимают, насколько важны эти самые условия для результатов.  

Молодые супруги обрадовались тому, что смогут наконец-то изменить свою жизнь. Но, к сожалению, как это часто бывает, проблему отписали ниже, в администрацию города, а город отписал Железнодорожному району, где прописаны пулевики. Железнодорожный район порекомендовал встать в общую очередь для молодых специалистов, в которой Протасова и Ситдиков стоят уже много лет под номером 1500. Получается, что ничем чемпионы от обычных людей не отличаются и заслуги их ничто не значат. Более того, будь они инвалидами, сиротами или бедняками, им помогли бы быстрее. 

Евгения Балтатарова, «Номер один».

Следующая новость