Системный кризис медицины
Медики свято блюдут закон – не выносить сор из избы. Однако сейчас практически всем очевидно, что в нашем здравоохранении накопилось много проблем. В чем они заключаются, как с ними бороться? Врач высшей категории с 20-летней практикой решила поделиться с нашей газетой своими соображениями о проблемах медицины в Бурятии, но по понятным причинам на условиях анонимности.
«Многие думают, зачем я пойду в больницу, мне все равно не помогут, – говорит наш собеседник, - Это крах системы, почему человек к врачу не идет? Потому что не видит смысла. Ему в общем потоке выписывают те же лекарства, которые назначаются всем. Через некоторое время, если болезнь не уходит, он приходит к врачу, тот ему говорит: раз не помогает это лекарство, назначаем другое, а там посмотрим».
То есть постановкой точного диагноза медицина у нас практически не занимается. А то, что происходит в поликлиниках, больше напоминает гадание. Врач приводит в пример США. Перед тем как назначить лечение, там сдается огромное количество анализов.
«Например, нужно сдать мазок, чтобы определить, какая микрофлора, делается это достаточно быстро в течение нескольких часов. Но у нас, конечно, никогда в жизни мазок брать не будут или высев какой-нибудь. Это не дорогостоящая процедура, но ее даже в городских больницах не делают, больного нужно отправлять в лабораторию, он должен своими ногами идти, весь процесс может занять двенадцать дней. Вместо этого врач просто меняет лечение на то, которое считает более сильным. А там, за рубежом, если лечение не помогает, должно быть обследование, почему не помогает», – говорит эксперт.
Лотерея вместо стандарта
«Самым слабым местом нашей медицины является отсутствие стандартов лечения, - говорит эксперт, - У нас каждый врач лечит так, как он научился, как он запомнил, и он идет по этой схеме, а не по той, которая должна присутствовать при лечении конкретного заболевания».
Стандарт лечения в тех странах, где он есть, – это некий алгоритм, когда человек обращается к врачу с конкретными жалобами, ему положен конкретный набор обследований или лечения. Лечение тоже идет строго по стандарту.
В Советском Союзе, по ее словам, стандарт также отсутствовал, но у нас тогда была своя система оказания медицинской помощи, справедливо признанная одной из лучших в мире. С тех пор старую систему развалили, а новая так и не была построена.
Из-за этого каждый поход к врачу становится лотереей – если попадется хороший доктор, значит, хорошо, а если плохой или посредственный (а таких, наверное, немало)? Чтобы гарантированно избежать такой «русской рулетки», пациентам приходится обращаться либо в платные клиники, либо к знакомым врачам. Наша собеседница вспоминает самый дикий случай некомпетентности при постановке диагноза.
«У мужчины два месяца болели почки, он за это время потерял двадцать килограммов. И непрерывно пил анальгин, который ему прописала терапевт. Он позвонил мне, я попросила его прочитать результаты анализов. Когда он начал читать, у меня глаза на лоб полезли. Я ему говорю: беги скорее к онкологу. Там по телефону понятно, что это онкология. Практически за сутки ему поставили рак почек в третьей стадии. А его два месяца «лечили» анальгином!» - вспоминает врач.
Пейте все подряд
Еще один перекос, когда, не зная точного диагноза, пациентам назначается «все подряд». По мнению нашего эксперта, очень распространена практика, когда врач, чтобы перекрыть все варианты диагнозов, «на всякий случай» назначает лекарства, чтобы вылечить сразу весь спектр возможных заболеваний.
«Горлышко заболело, покраснение или прорезаются зубы - врач прописывает антибиотик, которым можно пневмонию вылечить», - говорит наш собеседник.
Лечение антибиотиками - это отдельная тема. Антибиотики ведь убивают все бактерии - хорошие, плохие. Плохие-то мы убили, если они были, а хорошие посадили однозначно.
«Даже по телевизору реклама идет, что семьдесят процентов иммунитета - это микрофлора кишечника, а у нас три четверти педиатров после применения антибиотиков не назначают лечение по восстановлению кишечника», - говорит эксперт.
Маленький ребенок после такого лечения выйдет со стерильным кишечником. Это значит, что через две-три недели ребенок заболеет снова – у него не будет собственного иммунитета, и все идет по кругу, назначается новый антибиотик, который дополнительно стерилизует кишечник или формирует микрофлору, которая ни на какой антибиотик уже реагировать не будет.
Лечат одного из двоих
Нормально поставить диагноз мешает также новая система одноканального финансирования, которая, как оказалась, далеко не всегда способствует здоровью населения. Суть нововведения сводится к тому, что поликлиника финансируется из одного источника, а именно средств Фонда обязательного медицинского страхования по количеству прикрепленных к нему страховых полисов.
Идея была призвана повысить самостоятельность поликлиник, оптимизировать ненужные расходы и повысить, в конечном итоге, качество медицинской помощи, за которой теперь должны были следить страховые компании. Но хорошую идею, как всегда, испортило недостаточное финансирование, считает эксперт.
«У нас страховые выплаты мизерные. Получается так, что один человек лечится благодаря тому, что девятнадцать не обращаются в течение года. Но если вдруг заболеют два человека, а их обязательно заболеет двое, то больница уйдет в «минус». «Лишних» пациентов нужно лечить по минимуму, чтоб экономить деньги.
- Чем больше будет экономия, тем больше денег останется в организации. А на эти деньги можно будет купить новую кушетку или ремонт сделать, - с невеселым смехом рассказывает врач.
Битва за пациента
Каждое медицинское учреждение заинтересовано в том, чтобы пациент проходил лечение или сдавал анализы исключительно в его стенах. Иначе получится, что деньги уходят «конкурентам» - другим больницам, поликлиникам или лабораториям.
Поэтому врач в какой-нибудь поликлинике может быть финансово заинтересован в том, чтобы «упростить» диагноз пациента. Тогда не нужно будет проводить ни дорогостоящих анализов, ни назначать сложное лечение в других заведениях.
«Идет устранение симптомов, – говорит наша собеседница, - хотя нужно ставить диагноз, выяснять причины. Но чтобы поставить диагноз, нужно оборудование, которое не везде есть. Но опять же районная поликлиника не отправит пациента в республиканскую больницу, потому что тогда она лишится страховых денег пациента».
Как оказалось, накануне введения новой системы финансирования медики много говорили о том, что она приведет к хронизации больных, инвалидизации. Когда вместо лечения причин долгое время идет борьба с симптомами, болезнь переходит в хроническую стадию… По личным наблюдениям эксперта, являющейся практикующим врачом, запущенность больных действительно увеличилась со времени введения новой системы.
«Но здесь опять же все упирается в наше государство, почему у нас такие маленькие страховые выплаты? Наш медицинский страховой полис дает возможность прийти к одному врачу, а на нормальное лечение этих денег не хватит», – говорит эксперт.
Какой из этого вывод можно сделать? Не хочется останавливаться на такой печальной ноте.
По мнению нашего эксперта, должен быть единый стандарт лечения, который позволит людям получать квалифицированную медицинскую помощь, избегая опасной лотереи или необходимости искать знакомого врача. Но стандарты в наших условиях невозможны, если не будет адекватного финансирования.
Владимир Бадмаев, «Номер один».