10.04.2013 в 09:05

Туманное будущее «Хара Морин»

Победоносное шествие бурятского волейбольного клуба может закончиться ничем
A- A+

Впервые в своей истории «Хара Морин» будет выступать в элите российского волейбола – Суперлиге, где играют такие гранды женского волейбола, как Екатерина Гамова. Весь сезон «Хара Морин» буквально взрывала эмоции бурятских болельщиков своими победами в Высшей лиге. Однако такой прорыв угрожает стать «брусиловским», так как никто не знает, что делать в Суперлиге без сотен миллионов рублей, которых у республики нет.  

Команда мечты 

Несмотря на то, что двухкруговой турнир чемпионата высшей лиги «А» среди женских команд завершится только 30 апреля, оба обладателя путевок в Суперлигу-2013/14 известны досрочно. На прошлой неделе стало известно, что в Суперлиге выступят «Индезит» (Липецк) и «Хара Морин» (Улан-Удэ). Если липецкая команда раньше неоднократно выступала в элите российского волейбола, то «Хара Морин» предстоит дебют в главном дивизионе национального первенства.

Напомним, «Хара Морин» в нынешнем виде собралась лишь прошлым летом. Авторами проекта стали известные в российском волейболе специалисты - начальник команды Олег Жилкин и тренер Дмитрий Дьяков. Благодаря их работе новый коллектив стал единой командой, пробившейся в Суперлигу и завоевавшей любовь местных болельщиков.

В течение сезона на лидирующие роли выходили разные игроки, в этом главная сила команды. Отлично показали себя легионеры американка Киа Бердин, белоруски Ирина Тарасова и Галина Каршакевич, чемпионка Польши Елена Коваленко. Анастасия Ярыгина, Юлия Стенькина, Вера Серебрянникова, Юлия Зинова, Ольга Вязовик, Юлия Бессонная – все они бились не только за контракт, но и за мечту сыграть в Суперлиге.

А либеро Юлия Стенькина, которая не один сезон провела в Бурятии, была для них гидом в чужом городе.

На волне ошеломляющего успеха «Хара Морин» был созданы настоящий фан-клуб, сайт и страницы в социальных сетях, объединяющие тысячи болельщиков. Спортсменки охотно раздавали интервью и общались со своими поклонниками. В СМИ не раз мелькали заголовки о том, что в республике появился спортивный бренд, благодаря которому о Бурятии теперь знает вся Россия.

- Мы бурятская команды и представляем Улан-Удэ. Поэтому в нашей команде нет легионеров. Мы все буряты! – не раз по ходу сезона подчеркивал Дмитрий Дьяков.

Преждевременная радость 

Однако сезон подходит к концу, и в самом клубе назревают закономерные изменения, которые, скорее всего, разрушат надежды любителей спорта. 

Как стало известно «Номер один», тренер Дмитрий Дьяков и начальник команды Олег Жилкин продолжить работу в «Хара Морин» не смогут, как и большинство спортсменок.   

- К сожалению, я закончу работу с командой после 30 мая и не буду работать в новом сезоне, - говорит начальник команды Олег Жилкин. - Этому есть несколько причин. Честно говоря, я рассчитывал на другие условия, потому что Суперлига – это серьезное мероприятие. Я бы не приехал в Улан-Удэ, если бы мне не дали перед сезоном гарантии на самом высоком уровне. Мне обещали, что Суперлига – это не прихоть одного человека, а желание всей республики. Но ситуация изменилась, здесь сыграли роль и личностные отношения с руководством команды. Но я свою задачу выполнил. К тому же последние пять лет я очень напряженно работал, поэтому ближайший год я буду отдыхать и просто смотреть волейбол. 

По мнению тренера, нужно уже сейчас анализировать, какие команды будут играть в новом сезоне Суперлиги. И не по названию, а по конкретным игрокам, кто и где остается, кто куда переходит. Исходя из этого, и нужно комплектовать команду на новый сезон. Что касается нынешнего состава, то также нужно посчитать, кто реально останется. Как говорят тренеры, у некоторых игроков «Хара Морин» уже есть очень хорошие предположения на приличные деньги. Поэтому нужно знать, останутся ли они здесь или уйдут в другие команды. 

- Сейчас самый главный вопрос – что дальше? Ну, вышли в Суперлигу, и что? Насколько я знаю, те фамилии игроков, которых хотят пригласить, – это сплошное разочарование для болельщиков. Потому что команда должна стать как минимум сильнее.

А команды в Суперлиге будут однозначно усиливаться. Тому же Липецку будет однозначно легче привлечь игроков, потому что они будут жить рядом с Москвой. Условно говоря, в Липецк игрок пойдет за 1 рубль, а в Улан-Удэ как минимум попросит 2 рубля, - резюмирует Олег Жилкин.  

Как именно изменилась ситуация в команде, без пяти минут экс-начальник не уточнил, но, возможно, «Хара Морин» столкнулась с теми же проблемами, которые заставили хозяина клуба Льва Асалханова распустить команду несколько лет назад. Напомним, что тогда клуб, успешно пройдя низшие лиги, «уперся в потолок», просто не хватило денег. Возрождение же команды напрямую было связано с поддержкой правительства республики. Тогда глава Бурятии Вячеслав Наговицын лично пообещал поддерживать клубное начинание Льва Асалханова. На финансирование команды сегодня выделяется около десяти миллионов в год, остальные двадцать выделяет сам меценат. Однако, судя по настроениям в клубе, хорошее начинание и на этот раз оказалось прихотью одного человека. 

Деньги решают все  

«Номер один» уже не раз задавался вопросом, а нужна ли Бурятии команда, полностью состоящая из легионеров? Ведь кроме сезонного контракта спортсменок ничего с республикой не связывает. Миллионы, которые могли бы быть заложены в основу республиканского волейбола, тратятся на разовый успех. Ни для кого не секрет, что в клубном спорте все решают деньги, результат прямо пропорционален денежным вливаниям. В том же волейболе есть масса примеров, когда за один год благодаря мощным финансовым инъекциям, сильным легионерам, клуб получал предсказуемый результат – прорыв в следующую лигу или на первые места в чемпионате. «Хара Морин» в этой схеме не первый и не последний клуб. Горький опыт показывает, что, как только заканчиваются деньги, заканчивается и волейбол. И если Бурятия еще как-то тянет уровень Высшей лиги А, то в Суперлиге совсем другие расходы. 

- Суперлига – это очень дорогое мероприятие. Минимальный бюджет для сохранения места в Суперлиге – 90-100 млн рублей, - объясняет Олег Жилкин. - Знаете, какой бюджет у лидера лиги казанского «Динамо»? Не буду вас пугать, но зарплата Екатерины Гамовой составляет 150 миллионов рублей в год с вычетом налогов! И учитывайте географическую отдаленность Улан-Удэ. И при этом завышенные цены на авиабилеты, а количество рейсов совсем маленькое. Из-за этого команда вынуждена лишние сутки проводить в другом городе, так как не может вылететь. Этот вопрос надо решать на правительственном уровне, потому что игры будут сериями по три игры за девять дней. А из-за чемпионата Европы и кубка мира будет очень интенсивный график, и таких серий в сезоне будет не три, как в этом году, а все семь. Дай бог, придет понимание, что республика впервые принимает участие в столь серьезном мероприятии, как Суперлига. Например, у «Хара Морин» до сих пор нет офиса. А Лев Алексеевич не может заниматься текущими делами команды, у него и своих забот хватает. Поэтому нужна хорошая ломовая лошадь, которая будет заниматься всеми делами команды. Уж извините, но слишком много начальников, рабочих бы побольше! Ведь знать и уметь – разные вещи, знают многие, а делают единицы. 

Кроме непосредственных расходов на команду, спортивное руководство республики должно продумать и расходы на инфраструктуру. 

- Спортивный комплекс у вас очень хороший. И здесь категорически не нужно менять покрытие. Именно на «тарафлексе» играются все матчи Суперлиги, а за один матч, сыгранный не на «тарафлексе», будет оштрафована команда на 110 тысяч рублей! Но есть нюанс, когда стелили покрытие, уложили недостаточно. Поле должно быть размером 34 на 19 и оранжевого и светло-бирюзового цвета. Сбоку и в длину не хватает покрытия. И никакого паркета! Что касается каких-то лавочек и кресел, да я с сентября не могу добиться, чтобы в раздевалке повесили зеркала. Представьте, приедет команда Суперлиги, и будет очень неприятно перед гостями, - говорит Олег Жилкин. 

Сможет ли республика и меценат выделить несколько сотен миллионов на одну только волейбольную команду, покажет время. Либо правительство поднапряжется и будет тратить на «Хара Морин» сумму, соразмерную бюджету всего республиканского агентства по спорту, либо мы вернемся к тому, с чего начинали. И деньги, уже потраченные на прорыв, будут потрачены зря, бездумно, без оглядки на два шага вперед. 

Лев Хандажапов, «Номер один».

Читайте также

Улан-Удэ теряет воробьев
Популяция домового воробья в столице Бурятии переживает непростые времена
17.04.2024 в 06:00
Для жителей сотых кварталов в Улан-Удэ строится новая поликлиника
Она будет расположена в 103 микрорайоне
16.04.2024 в 17:59
ВСГУТУ вошел в консорциум технологического предпринимательства
Это позволит развить инновационный потенциал Бурятии
16.04.2024 в 17:47
Селенга продолжает топить дома и участки жителей Бурятии
Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Прибайкальском районе
16.04.2024 в 17:44
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.