Виртуальные замки Бурятии
В Бурятии в ближайшие годы собираются создать проект по строительству центра оффшорного программирования. При этом власти говорят о невостребованных кадрах, о высоком потенциале республики в области IT-технологий, а эксперты считают, что риски такой инициативы слишком велики, чтобы воплотить такой проект в жизнь.
Всего лишь планы
Ставка, сделанная властями республики на высокие технологии, вновь подкрепилась очередной идеей. На этот раз главе республики предложили создать в Бурятии центр оффшорного программирования. Суть проекта в том, чтобы наши IT-специалисты создавали программное обеспечение по заказу зарубежных компаний. Озвучили эту инициативу на недавнем совете по науке и инновациям при главе Бурятии.
Заставить иностранные компании закупать наш софт власти собираются путем низкой цены по сравнению с крупнейшими конкурентами. К тому же рынок оффшорного программирования сегодня занят далеко не полностью, а значит, у республики может быть шанс занять в нем определенную нишу.
Отправить проект на одобрение федеральных органов (а это одобрение необходимо, ведь строить такой центр на собственные средства Бурятия вряд ли сможет себе позволить) планируется в 2014-15 годах. Жить разработчики программного обеспечения будут в так называемом «умном городе», который собирается строить в Бурятии корейская компания.
- В нем специалист будет чувствовать себя защищенным, он будет находиться в IT-среде. Там все напичкано электроникой: можно узнать, с какой скоростью ты двигаешься, какая температура, все сделано для человека. Это программистам понравится. Создадим условия – они будут закрепляться, и даже другие приедут, - сказал Вячеслав Наговицын на заседании совета.
Впрочем, и этот проект сегодня является всего лишь планами, которые могут осуществиться или остаться нереализованными.
Оффшорные перспективы
Одним из аргументов за строительство центра оффшорного программирования, озвученных участниками совета по науке, стало, во-первых, наличие потенциальных кадров для создания софта.
- Я ездил по малым предприятиям республики, видел глаза наших ребят. Наши, я абсолютно точно говорю, приспособлены быть программистами. Говорят, в мире лучшие программисты – это индийцы. Почему страна бедная, а программисты лучшие? У них так голова устроена. У нас в Бурятии, у наших ребят тоже так голова устроена. Мы не можем не использовать этот потенциал, - уверен глава Бурятии.
Кроме того, рынок оффшорного программирования развивается огромными темпами. Сегодня действительно абсолютный лидер здесь Индия, которую, впрочем, уже начинают догонять и другие страны, причем находящиеся не так далеко от России, – Украина и Белоруссия. Оба государства уже попадали в тридцатку передовых стран оффшорного программирования. При этом темпы развития сферы в Белоруссии, по некоторым данным, составляют 40-50 процентов в год.
Крупным западным компаниям выгодно покупать софт у развивающихся стран, в основном из-за низких цен. Как известно, европейские IT-специалисты берут за свои услуги гораздо больше, чем, скажем, индийцы или белорусы.
Сегодня рынок оффшорного программирования вырос уже до 315 миллиардов долларов, и есть все предпосылки того, что он будет расти и дальше.
- В своем последнем докладе эксперты компании Gartner придерживаются единого мнения, что в настоящее время во всех уголках земного шара начали появляться новые центры оффшорного программирования, - считает проректор по информатизации и новых технологиям обучения ВСГУТУ Виталий Найханов.
Таким образом, у Бурятии есть определенный потенциал и перспективы в этой области. Особенно если учитывать близость к Байкалу, которая стала серьезной преградой для развития промышленности. Высокие технологии в этом плане хорошая альтернатива. Вот только подобные планы очень часто остаются в лучшем случае на бумаге, в худшем – только в цитатах политиков и ученых.
Виртуальные кадры
Безусловно, у любого скептика такой проект вызовет массу сомнений. Создать успешно конкурирующий с крупнейшими компаниями мира центр оффшорного программирования с нуля, да еще и в Бурятии, где с подобные технологии сегодня в стадии зарождения – идея весьма амбициозная и, скорее всего, трудновыполнимая.
Наличие кадров для такого центра, о котором говорил глава республики, сегодня скорее виртуально, нежели реально. Возможно, и есть множество специалистов, которые теоретически могли бы делать высокотехнологичный продукт мирового уровня. Но их нужно готовить, причем, готовить основательно.
Чтобы вырастить поколение IT-специалистов, как предлагалось на совете, при помощи специальных школ, уйдут десятилетия. А к этому времени конкуренция на рынке программирования может вырасти настолько, что угнаться за ней своими силами уже не выйдет.
- Нужны кадры, нужны заказы. В Новосибирске кадровый голод на качественных программистов огромный, а тут все-таки есть несколько неплохих крупных технических вузов и конторы есть, в которых выпускники получают опыт, развиваются, - рассказывает Дмитрий Либензон, руководитель отдела в крупной IT-компании Новосибирска и бывший житель Улан-Удэ.
В Бурятии с опытными специалистами, готовыми приступить к созданию продукта мирового уровня, ситуация сегодня, судя по всему, не самая благоприятная. Даже имеющиеся в Бурятии программисты довольно быстро переезжают в другие города. Так что кадровый вопрос вряд ли можно использовать как сильный аргумент за создание такого центра в Улан-Удэ.
Воздушные замки
Что касается низкой конкурентной цены за продукты, то установить ее также будет непросто. Например, в Индии, Китае или даже Белоруссии зарплаты в области IT-технологий гораздо меньше, чем у нас, а ведь это один из главных факторов ценообразования.
Кроме того, наши вложения в эту сферу не ограничатся только зарплатами. Здесь нужно учитывать и строительство центра, и его содержание, и подготовку специалистов, на которую, учитывая нынешние планы властей, придется серьезно потратиться. Все эти вложения нужно будет оправдать, и это также повлияет на цену на разрабатываемый софт.
Есть другой вариант, как оправдать все эти вложения. Для этого нужно обеспечить Бурятию действительно огромными объемами заказов. В нынешних условия, когда на рынке работают игроки, которые в деле уже годы и десятилетия, которые имеют собственную базу клиентов и соответствующую репутацию, вклиниться в этот бизнес будет весьма непросто.
- Чтобы в заказном программировании получать деньги, нужны большие объемы - много заказов и много людей, в том числе опытных менеджеров, нужно соответствовать высоким стандартам, в том числе формально, - считает Дмитрий Либензон.
Таким образом, можно сделать вывод, что планы по строительству центра оффшорного программирования могут оказаться очередными воздушными замками, причем, сразу после того, как они обретут реальные цифры и предстанут перед чиновниками в виде готового плана. Рентабельность, окупаемость и риски – главные условия для одобрения проекта, а здесь последней пункт может серьезно перекрывать первые два. И вряд ли Федерация захочет вложить миллиарды в проект, перспективы которого настолько туманны.
Сделать из Бурятии IT-регион, конечно, можно. Но процесс этот может очень сильно затянуться. Для начала придется создать хотя бы базу и научиться удерживать специалистов внутри региона, а потом уже думать о миллиардной прибыли и зарубежных контрактах.
Владимир Пашинюк, «Номер один».