Бардак как причина пожаров
Лесные пожары давно уже стали атрибутами летней жизни России и Бурятии. К ним привыкаешь, как к снегу и дождю. Опять весна, опять горим, далее ищем виновных, подсчитываем ущерб. Потом пожары тухнут, ибо наступает осень. Вечный бег по кругу, пока не сгорит весь лес, который еще не вырубили.
Специалисты еще несколько лет назад говорили, что с пожарами будет неконтролируемая ситуация. Это случилось в тот момент, когда ответственность за противопожарные мероприятия перекинули на арендаторов. Однако лес является не только предметом заготовок, но и бизнес-активом. Поэтому, например, многие арендаторы (особенно мелкие) в леса не побежали. Рубить не стали. И просто сидят с арендованными лесными угодьями в запасе. Поэтому на лес не тратятся. И мероприятия если и проводят, то в большинстве своем на бумаге, и для отчета контролеров от власти. А еще больше леса вообще без арендаторов стоит, и ухаживает за ним вообще непонятно кто.
В результате за годы лес зарастал, и теперь горит весьма справно и ярко. А порядком разогнанные и постоянно реформируемые за 20 лет государственные лесные службы под разными названиями ни физически, ни материально давно уже не готовы качественно смотреть за тем самым лесом.
Случилась обычная для России история – все вокруг народное, все вокруг мое, то есть ничье. Арендаторы кивают на государство, оно - на бизнес. И вместе они кивают на поджигателей. Это которое несознательное население, бегающее с керосином и факелом по лесным тропам. Редкий специалист по лесу без диктофона не скажет – бардак уже давно, и никто не знает, что с этим делать. Лесной кодекс сродни Конституции России, которую можно уважать, но совершенно необязательно исполнять – такие вот смешные традиции на Руси. И так почти по каждому нормативному акту, в части безопасности лесов – не работает система.
Поэтому новости о пожарах выглядят примерно так – пожар - очень сильно горит – деревни – трупы – МЧС. Если в стране каждый крупный пожар федерального уровня заканчивается МЧС, то значит, все неправильно. Лесные пожары должны тушить другие люди.
И каждый раз лесные пожары как лотерея. Неуправляемая стихия, созданная людскими мозгами в последние годы, может появиться в любом регионе. Это означает невезение для местной власти. Это как с неба падает кирпич. Нынче он пока упал на Хакасию и Забайкальский край. Мог бы и в Бурятию угодить, но нас пока не сильно зажарило, к нам Путин тушить не приехал – в Хакасии разбирается.
Виктор Золотарев, «Номер один».