Как эвенки пришли в Бурятию из Китая
История приключилась 350 лет назад
Текст: Лев Хандажапов

Сегодня, в Татьянин день, свой праздник отмечает все российское студенчество. «Номер один» вспоминает другие знаменательные даты из истории региона.
350 лет назад тунгусы из Китая под управлением князя Гантимура перешли в Забайкалье под русское подданство.
На протяжении многих веков среди эвенков самыми знатными и влиятельными, наделенные дворянскими привилегиями, считались князья Гантимуровы.
Они управляли степными или конными тунгусами Забайкалья со второй половины XVII в. В ведении тайши, или князя Гантимурова, находилось 15 родов, которые кочевали по рекам Ингода, Шилка и Аргунь, а его постоянная резиденция помещалась на реке Ингоде.
В происхождении рода Гантимуровых много неясностей. По антропонимическим данным его имя могло иметь монголоязычные корни. По мнению 106 А. В. Соломина предки Гантимура находились в родстве с киданьской правящей династией. Данные ДНК свидетельствуют, что первоначально род Гантимура относился к даурским эвенкам-боягирам.
По свидетельствам источников XVII в. Гантимур приходился родственником китайскому императору, имея четвертый по значимости в империи чин цзолина. В 1654 г. Гантимур разграбил Нерчинский острог и ушел в Китай. Однако, попав вскоре в немилость китайского богдыхана, Гантимур лишился своих привилегий, проиграл судебную тяжбу и был послан уничтожить Камарский острог на Амуре.

Дойдя до Нерчинска в 1667 г. он вместе с 40 родовыми старейшинами принял российское подданство. С собой он также пригласил зайсана Бакая с Дулигарским, Баягирским и Дулигатским родами, которые стали ядром пятисотенного тунгусского казачьего полка. Некоторые историки предлагают более раннюю дату перехода Гантимура на сторону русского царя. Например, М. И. Казанин, опираясь на записки путешественника и дипломата Избранта Идеса, называет 1651 г. Цинские императоры всеми силами пытались вернуть Гантимура, что нашло отражение в русско-маньчжурской дипломатической переписке того времени.
Русское правительство также предпринимало меры, чтобы закрепить князей в российском подданстве. В 1684 г. нерчинский воевода И. Власов отдает приказ крестить Гантимура и его сына Катана, которые в крещении получили имена Петр и Павел Гантимуровы. Им были пожалованы дворянское сословие и княжеский титул. В 1686 г. тунгусские князья были приглашены в Москву. По дороге Гантимур скончался и был погребен в Нарыме. В столице Павлу был оказан почетный прием, поднесены дары, среди которых упоминались суконный кафтан, соболья шапка, сабля и т. д. Гантимуровы преданно служили русскому царю.
В 1696 г. нерчинские служилые люди подняли бунт и свергли воеводу А. Савелова. Князь Павел отказался поддержать восставших, за что был избит и лишен хлебного жалования. Преданность Гантимурова была оценена в Москве. В наказе сменившему Савелова воеводе Николеву Сибирский приказ предписывал держать к нему «всякое береженье и ласку» и неукоснительно выдавать годовое жалованье. Семью Гантимуровых наградили сукном для кафтанов. Привилегии, данные первым крещенным Гантимурам, сохраняются у их потомков. После принятия «Устава об управлении инородцами» (1822) эвенки Восточного Забайкалья были объединены в Урульгинскую степную думу, которую также возглавили Гантимуровы.
P.S.: Национальная библиотека Бурятии и Государственный архив Бурятии выпустили календарь знаменательных и памятных дат. Выпуск отражает важные события из истории Бурятии, ее политической, экономической и культурной жизни, а также факты из жизни и деятельности выдающихся людей, чьи имена связаны с историей нашего края. "Номер один" публикует выдержки из книги о самых интересных датах в жизни Бурятии.
350 лет назад тунгусы из Китая под управлением князя Гантимура перешли в Забайкалье под русское подданство.
На протяжении многих веков среди эвенков самыми знатными и влиятельными, наделенные дворянскими привилегиями, считались князья Гантимуровы.
Они управляли степными или конными тунгусами Забайкалья со второй половины XVII в. В ведении тайши, или князя Гантимурова, находилось 15 родов, которые кочевали по рекам Ингода, Шилка и Аргунь, а его постоянная резиденция помещалась на реке Ингоде.
В происхождении рода Гантимуровых много неясностей. По антропонимическим данным его имя могло иметь монголоязычные корни. По мнению 106 А. В. Соломина предки Гантимура находились в родстве с киданьской правящей династией. Данные ДНК свидетельствуют, что первоначально род Гантимура относился к даурским эвенкам-боягирам.
По свидетельствам источников XVII в. Гантимур приходился родственником китайскому императору, имея четвертый по значимости в империи чин цзолина. В 1654 г. Гантимур разграбил Нерчинский острог и ушел в Китай. Однако, попав вскоре в немилость китайского богдыхана, Гантимур лишился своих привилегий, проиграл судебную тяжбу и был послан уничтожить Камарский острог на Амуре.

Дойдя до Нерчинска в 1667 г. он вместе с 40 родовыми старейшинами принял российское подданство. С собой он также пригласил зайсана Бакая с Дулигарским, Баягирским и Дулигатским родами, которые стали ядром пятисотенного тунгусского казачьего полка. Некоторые историки предлагают более раннюю дату перехода Гантимура на сторону русского царя. Например, М. И. Казанин, опираясь на записки путешественника и дипломата Избранта Идеса, называет 1651 г. Цинские императоры всеми силами пытались вернуть Гантимура, что нашло отражение в русско-маньчжурской дипломатической переписке того времени.
Русское правительство также предпринимало меры, чтобы закрепить князей в российском подданстве. В 1684 г. нерчинский воевода И. Власов отдает приказ крестить Гантимура и его сына Катана, которые в крещении получили имена Петр и Павел Гантимуровы. Им были пожалованы дворянское сословие и княжеский титул. В 1686 г. тунгусские князья были приглашены в Москву. По дороге Гантимур скончался и был погребен в Нарыме. В столице Павлу был оказан почетный прием, поднесены дары, среди которых упоминались суконный кафтан, соболья шапка, сабля и т. д. Гантимуровы преданно служили русскому царю.
В 1696 г. нерчинские служилые люди подняли бунт и свергли воеводу А. Савелова. Князь Павел отказался поддержать восставших, за что был избит и лишен хлебного жалования. Преданность Гантимурова была оценена в Москве. В наказе сменившему Савелова воеводе Николеву Сибирский приказ предписывал держать к нему «всякое береженье и ласку» и неукоснительно выдавать годовое жалованье. Семью Гантимуровых наградили сукном для кафтанов. Привилегии, данные первым крещенным Гантимурам, сохраняются у их потомков. После принятия «Устава об управлении инородцами» (1822) эвенки Восточного Забайкалья были объединены в Урульгинскую степную думу, которую также возглавили Гантимуровы.
P.S.: Национальная библиотека Бурятии и Государственный архив Бурятии выпустили календарь знаменательных и памятных дат. Выпуск отражает важные события из истории Бурятии, ее политической, экономической и культурной жизни, а также факты из жизни и деятельности выдающихся людей, чьи имена связаны с историей нашего края. "Номер один" публикует выдержки из книги о самых интересных датах в жизни Бурятии.
Теги
90 лет назад