26.12.2017
В Бурятии растет число обращений на нарушения закона о рекламе
В 2015 году заявлений было на 70 процентов меньше

Начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России Татьяна Эрдынеева рассказала о наиболее частых нарушениях в сфере рекламного законодательства.

- Какова динамика нарушений в области рекламы в Бурятии за последние три года?

Ежегодно количество обращений на нарушения рекламного законодательства неуклонно растет. Так, в текущем году управление рассмотрело около 70 заявлений, рост по отношению к 2015 году составил 70 процентов.

При этом число выявленных нарушений наоборот снижается: в этом году нарушения содержались в шестой части от указанных в обращениях, в 2015 году подтверждалось практически каждое третье.

- Какие нарушения встречаются чаще всего?

В лидерах остаются несанкционированные рассылки смс-сообщений. Это есть реклама по сетям электросвязи,  в том числе с использованием телефонной,  факсимильной и подвижной радиотелефонной связи. Такая реклама допускается только с предварительного согласия на её получение.

На втором месте – нарушение общих требований к рекламе, из которых существенную долю составляет распространение недостоверной, вводящей в заблуждение, недобросовестной рекламы.

Часто в рекламном объявлении рекламодатель искажает объективные сведения о рекламируемом товаре или замалчивает часть существенной информации. Либо сообщает сведения о собственных товарах, товарах конкурентов, которые на самом деле не соответствуют действительности. Бывают случаи необоснованного преувеличения достоинства и преимущества товара, который рекламируется.

Вообще структура нарушений, за исключением описанных выше, последние три года разная. Например, в 2015 году встречались нарушения требований к рекламе на транспортных средствах, к рекламе лекарственных средств, медицинской техники и услуг, в последующем таких повторов не было.

Прошлый год ознаменовался нарушением в сфере рекламы финансовых услуг, превышением громкости звука рекламы в телепрограммах.

В этом году выявлены 2 факта нарушения установленного запрета на рекламу табачных изделий.

- Какие самые крупные нарушения за последние годы?

Скорее всего, их правильнее было бы назвать не крупными, а резонансными нарушениями, которые нашли большое количество откликов в СМИ.

Так, в марте этого года Бурятское УФАС России приняло решение о признании рекламы доставки еды, содержащей фразу «Закажи на дом японку и узбечку…», не соответствующей требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе. Оценив восприятие данной рекламы с точки зрения потребителя, комиссия пришла к выводу, что в рекламе использованы неоправданные сравнения и использованы зрительные образы, способные исказить восприятие рекламы и не имеющие отношения к услуге по доставке еды.

В целях выявления общественного мнения управление вынесло вопрос о соответствии данной рекламы законодательству на рассмотрение общественного совета, а также провело опрос на сайте управления. Итоги опроса и голосования членов совета были учтены при вынесении решения.

В 2016 году реклама «Очуметь! Крепкие двери» была признана нарушением, а годом раньше хотя управление не усмотрело признаков нарушения рекламного законодательства в афише спектакля «Анатема», но её вспоминают по сей день.

Историей с продолжением оказался рекламный ролик сливочного масла «Федорыч», которое рекламировал мультгерой, образ которого, по решению суда, ассоциировался с сотрудником таможенных органов. УФАС сначала отказало в возбуждении дела, но после обжалования в суде нарушение было признано.

В сентябре Бурятское УФАС России приняло решение о признании действий ООО «Энергоучет» нарушением законодательства о рекламе.

Дело в отношении компании было возбуждено по обращению жителя г. Улан-Удэ, пожаловавшегося на распространяемые в его доме листовки, рекламирующие услуги по замене электросчетчика. В обращении гражданин указал, что содержание и оформление листовок вводит в заблуждение с целью навязывания ненужных услуг.

- Какова ответственность за эти нарушения?

За нарушения рекламного законодательства предусмотрена шкала от 40 до 500 тысяч рублей по разным составам административных правонарушений. При определении размера штрафа учитываются повторность нарушения в течение года, тяжесть деяния и др. обстоятельства.

Максимальный размер штрафа за три последних года не превышал 100 тысяч рублей.

Общая сумма наложенных штрафов в этом году составила 520 тысяч рублей, включая штрафы на должностных и физических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Так, в этом году за рассылки смс-сообщений без согласия абонента были оштрафованы «Банк ВТБ-24», ООО «Рольф». К административной ответственности были привлечены и установленные по результатам проведенных расследований должностные лица.

- Приведите примеры ненадлежащей рекламы, распространяемой в Бурятии?

В соответствии с Законом о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В дополнение к вышеперечисленным примерам можно назвать ненадлежащую рекламу прошлого года «В магазинах «Барис» купите два средства по уходу серии «Черный жемчуг» и получите подарок.  Акция действительна с 26  февраля по 31  марта». Как оказалось,  в тексте рекламы отсутствовала часть существенной информации относительно условий получения подарка, поскольку умалчивалось о том,  что подарок вручается при покупке продукции на сумму от 250  рублей.

Зачастую бывает так, что поступает обращение, в котором заявитель указывает на нарушение Закона о рекламе, а при рассмотрении УФАС устанавливает признаки нарушения Закона о защите конкуренции в части недобросовестной конкуренции.

Это когда недобросовестный участник рынка рекламирует, продвигая свой товар, работу или услугу, используя товарный знак, наименование, бренд и т.п., сходный до степени смешения с конкурентом, уже имеющим сложившуюся положительную репутацию; вводит тем самым в заблуждение потребителей, переманивает их на свою сторону. Пример: всеми любимая в Сибири жевательная сера. Недобросовестная конкуренция выразилась в том, что, производя серу лиственничную «Ларец», ИП скопировал внешний вид упаковки серы лиственничной «Ларикс»: этикетки, наименования, цветовую гамму, фирменный стиль в целом.

В целом же хочется отметить добросовестность и адекватность участников рекламного бизнеса. Если какие-то нарушения и совершаются, как правило, повторности не бывает, а многие из них устраняются в ходе рассмотрения заявлений.

Фото: пресс-служба Бурятского УФАС
Социальные комментарии Cackle
^