30.05.2018 в 07:15

Силовики уничтожают уникальный завод в Бурятии

Больницы республики и соседних регионов могут остаться без кислорода
A- A+
Силовики уничтожают уникальный завод в Бурятии
26 мая важные должностные лица республики отметились поздравлениями к Дню российского предпринимательства. Но сами виновники торжества особой радости от праздника не почувствовали. А директор уникального в своем роде предприятия «Анико» вообще получил «поздравление» в виде… постановления о возбуждении уголовного дела. Единственному в республике бизнесмену, который с 2007 года снабжает  больницы Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области кислородом, вменяют «сбыт незарегистрированного лекарственного средства и уклонение от уплаты налогов». В нашей республике по пальцам одной руки можно пересчитать компании, работающие не только на местный рынок, но и на соседние регионы. «Кошмарить» их – все одно что перекрывать и без того тонкий ручеек притока денег в Бурятию на фоне мощного потока их вывода из республики.

Любимое развлечение чиновников

Несмотря на все указы Путина о поддержке малого бизнеса, в Бурятии он по-прежнему под ударом. Представители «Анико» обращались с просьбой разобраться к главе республики, в прокуратуру, к налоговым органам и даже президенту, но все оказалось тщетно. 

Письмо, адресованное главе республики, с его поручением помочь ушло к Петру Мордовскому, заместителю председателя правительства Бурятии по вопросам безопасности, где и сгинуло. Прокуратура устно пообещала разобраться, но надежды бизнесменов тают с каждым днем. Налоговая инспекция сама выступила в роли обвинителя. От президента России письма вернулись в Бурятию. В общем, чиновники практикуют свое любимое развлечение – «футбол».

IMG_3046.JPG

Отметим, бизнес по производству медицинского кислорода в Бурятии – уникальный. За десять лет деятельности компания «Анико» приобрела помещение, наладила поставки жидкого кислорода из Красноярска, превращая его в газ в Улан-Удэ и отправляя в больницы трех регионов. За все время не было ни одного сбоя и ни одного нарекания на качество кислорода. Поставки производились в круглосуточном режиме и не прекращались даже в тех случаях, когда больницы задерживали оплату.  

Для развития бизнеса было принято решение начать производство кислорода в Бурятии. Для этого  «Анико» закупила инновационное оборудование стоимостью свыше 150 миллионов рублей. Это позволит снизить транспортные затраты и за счет этого поставлять в больницы кислород по цене, в два раза ниже рыночной. Выгода для бюджета республики очевидна. Но, как оказалось, не всем…

Дело о фальсификате

В марте 2017 года мы уже рассказывали о скандальной истории. Компанию, снабжающую больницы республики кислородом, обвинили в фальсификации лекарственного препарата. Начались обыски, задержания, изъятия. 

Внешне все было похоже на боевую спецоперацию по захвату наркодельцов. В семь утра у директора «Анико» Николая Мальканова и его заместителя Анатолия Петроченко прошли обыски. Были изъяты документы, сотовые телефоны, домашние компьютеры. 

– В этом участвовали следователи Следственного комитета РБ, сотрудники УБЭП и ФСБ, а также силовое прикрытие в масках и с автоматами. Затем нас на служебных автомобилях доставили в офис. Там в присутствии понятых, следователей, оперуполномоченных разных ведомств – общим числом 45 человек – произвели обыск и выемку всех документов, компьютеров, флеш-карт, электронных ключей, печатей. Опечатали склады и оборудование, – рассказал «Номер один» заместитель директора «Анико» Анатолий Петроченко.

IMG_3070.JPG

По его словам, в ответ на предупреждение, что данные действия могут привести к срыву поставок кислорода и даже гибели людей, следователь по особо важным делам заявил следующее: «Да ладно, до понедельника доживут, а там будем думать, как дальше с вами быть». 

В итоге было парализовано снабжение кислородом всех лечебных учреждений Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края. Следственный комитет предъявил руководителю компании обвинение в реализации фальсифицированного лекарственного средства: кислорода технического под видом кислорода медицинского. Следом прозвучали утверждения о том, что такой препарат может стать причиной гибели людей. 

Но самое странное произошло на следующий день. Владельцы компании не успели еще отойти от шока после обысков, как следователь потребовал срочно возобновить поставки газа в больницы.

– Следователь Намжилов уже на следующий день распломбировал склад и заявил, что «деятельность организации не прекращена, никаких препятствий мы не видим, опечатывание складов не является препятствием для поставок», – цитирует силовика Анатолий Петроченко.

Оказавшись в такой непонятной ситуации, руководство компании попросило выдать официальное разрешение на то, чтобы начать отгрузки. На что получили пространный ответ: «Мы ничего не запрещали, поэтому и разрешить не можем».

IMG_3076.JPG

Руководство компании без бумаг возобновлять отгрузку отказалось. После чего начались разговоры «по-взрослому»:

– Следователь сказал нам, что «от количества поставленного нами кислорода тяжесть нашей статьи не изменится». Еще прозвучали угрозы, что, если мы не продолжим поставки, уже через час нас с директором арестуют и отправят в следственный изолятор. А отгружать кислород заставят наших сотрудников, – рассказывает Анатолий Петроченко. 

После таких заявлений работу по снабжению больниц кислородом компания «Анико» вынужденно возобновила. Но остался открытым вопрос: почему подозреваемых угрозами ареста заставили продолжить снабжение медучреждений «поддельным» кислородом? При этом, отметим, снабжать заставили, а уголовное преследование не прекратили. 

Прошел год. За это время следствию так и не удалось найти доказательства фальсификации газа. Может потому, что само уголовное дело – юридический «контрафакт»? Свою неудачу, судя по всему, следствие простить «Анико» не смогло и вцепилось в компанию с еще большим энтузиазмом, подключив к делу налоговую инспекцию.

Натравили?

Фискальное ведомство, у которого ранее не было претензий к компании, оперативно нашло поводы для их предъявления. В первую очередь, у налоговиков вызвал подозрение тот факт, что фирма подала документы на перерегистрацию в Санкт-Петербург. Хотя объяснение этому – простое, пусть и печальное для Бурятии. 

– Мы были зарегистрированы в родной республике и ни за что бы не поменяли юридический адрес, если бы нам здесь одобрили кредит, крайне необходимый для развития производства. Но так уж заведено, что местные филиалы не выдают крупные суммы, а вот на западе страны даже рады таким клиентам, как мы. Поэтому нам пришлось поменять адрес регистрации, чтобы получить кредит, ради сохранения и развития производства в Бурятии, – поясняют бизнесмены. 

После оформления кредита «Анико» вместе со своими налоговыми отчислениями планировала вернуться на родину. Но вновь заведенное уголовное дело плохо отразилось на финансовой репутации компании, и кредиты оказались недоступны. 

И это не единственная палка в бизнес-колесе от налоговой. Ведомство посчитало, что компания «Анико» закупила свое многомиллионное оборудование якобы у фирмы-прокладки. Да еще и закупило «неправильно» – по частям, организуя сборку на месте. Хотя как еще его можно покупать в отсутствие заемных средств и сторонних инвестиций? Только – с оборота, но постепенно, чтобы не «обескровить» предприятие, не прекратить закуп и поставки. 

Это понятно любому практику-предпринимателю. Но у чиновников своя логика. И, несмотря на наличие у «Анико» всех финансовых документов, им «нарисовали» второе уголовное дело – по неуплате  НДС (налога на добавленную стоимость).

FYBRJK.png

Аргументы налоговых инспекторов звучат обескураживающе: поставщик оборудования – проблемная компания, поэтому затраты не принимаются во внимание, а значит, возмещения НДС не будет. Таким образом, на «Анико» повесили недоимку в 42 миллиона рублей.  

Стоит отметить некий парадокс: представители Министерства здравоохранения России посетили кислородный завод, оценили производство, объемы и качество технологий, взяли анализы и на основании всего этого выдали регистрационное удостоверение.  В это же время налоговый инспектор также посетил производство, видел многотонную установку собственными глазами, видел документы по ее приобретению, но принимать  отчет по затратам отказался. Получается, по оценке налоговиков, формально завод вообще не существует?

– Мы говорим: вот посмотрите – компрессоры, каждый по 15 тонн. Это не распилка леса, это реальное производство, технологии. Но нас не слышат, и мы думаем, что наше предприятие просто хотят «зачистить», освободить рынок, – с горечью отмечают в компании.

Учредители «Анико» считают, что бесперспективность уголовного дела по «фальсификации кислорода», которое «лихим кавалерийским наскоком» возбудил СКР, аукнулась им налоговым прессингом. В компании уверены: обвинительный пафос налоговиков возник под давлением силовых структур. Иначе как объяснить, что часть налоговых деклараций по покупке этого же оборудования была принята без нареканий, а когда стало  разваливаться  дело о фальсификате, появились претензии к последующим декларациям. Не случайно же два уголовных дела – «фальсификат» (ст. 238 УК РФ) и НДС (ст. 199 ч. 2) – объединили в одно. Как говорится, не мытьем, так катаньем довести до суда и краха производства.  

Отметим, что история с «Анико» – далеко не первый случай, когда бизнес уничтожается с участием следственных органов. «Макбур» похоронили через уголовное преследование основателя и руководителя фабрики Дмитрия Козлова, завершившееся оправдательным приговором. Тернистым путем через следствие и суды прошло еще несколько предпринимателей, за которыми признано право на реабилитацию, но бизнес уже не воскресишь. Более десяти лет тянется «дело «Юбилейного», и почти семь из них универмаг стоит закрытым.  

Ожидания того, что при новом главе Бурятии и новом руководителе СУ СКР по РБ ситуация изменится к лучшему, еще теплятся. Но пока звучат бодрые рапорты об успехах на инвестиционном поприще и поддержке бизнеса, уникальный и социально значимый для республики завод  рискует оказаться банкротом. Если следствие додушит предприятие, Бурятии придется отдавать бюджетные деньги в другой регион, закупая кислород для своих больниц значительно дороже, чем сегодня. Республика проиграет трижды. Во-первых, деньги на закупку кислорода, будут уходить из региона. Во-вторых, не будет налоговых отчислений от предприятия, а сотрудники пополнят ряды безработных. В-третьих, регион потеряет уникальный завод, который способен стать одним из конкурентных преимуществ Бурятии для привлечения инвестиций в развитие санаторно-курортного комплекса и оздоровительного туризма. 

Елена Калашникова, «Номер один».

P.S. Анатолий Петроченко и Николай Мальканов просят считать эту статью очередным обращением к главе Бурятии Алексею Цыденову.
 
Фото: russianstock.ru
Теги
бизнес

Читайте также

21 марта в Улан-Удэ отключат холодную воду
Под отключение попадут жители нескольких улиц
19.03.2024 в 16:22
Врачи и фармацевты в Бурятии могут выиграть до полумиллиона рублей
Заявки на региональный этап конкурса нужно успеть подать до 1 апреля
19.03.2024 в 16:07
В Бурятии число занесенных в госреестр свалок выросло до 214
Ранее в списке числилось около 180 свалок
19.03.2024 в 15:38
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.