Общество 29.01.2020 в 06:00

В Бурятии выпускница рассказала об ужасах жизни в школе-интернате

Девушку насиловали, избивали и унижали
A- A+
Текст: Газета
В Бурятии выпускница рассказала об ужасах жизни в школе-интернате

В редакцию «Номер один» обратилась опекун одной из выпускниц школы-интерната в селе Галтай. Женщина сообщила, что ребенка изнасиловали полтора года назад и о том, какие тюремные порядки царят в детском учреждении.  

«Мастевая»

Судьба Ани была незавидной с рождения – у девочки умственная отсталость и олигофрения, по этой болезни ей дали инвалидность. В 2006 году умер ее отец, в 2011 – мама. Совершеннолетних родных братьев и сестер, а также бабушек и дедушек, кто мог бы взять Аню на воспитание, не было. Надежда, двоюродная сестра Ани,   являющаяся сейчас ее опекуном, говорит, что в те времена у нее не было собственного жилья и забрать девочку к себе она не могла.

- Мы все тогда проживали в Усть-Баргузине. Поскольку специализированных учреждений, где Аня могла бы обучаться, у нас не было,   отвезли ее в детский дом в Хоринске, оттуда перевели в Галтай. Летом 2019 года она окончила девять классов,  и  я оформила над ней опеку, сначала временную, а через три месяца постоянную, - рассказывает Надежда.

Так Аня  наконец  обрела семью. Уже через неделю, привыкнув к родственникам, домашнему уюту, проникнувшись доверием к сестре, девочка начала рассказывать   страшные истории о своей прошлой жизни в казенном учреждении.

- Аня приехала из интерната замкнутой, социально неадаптированной –   не умела мыть посуду,     не было привычки убирать за собой вещи... Читала по слогам. А еще   не шла к столу, когда мы садились есть. Приходила только после неоднократных приглашений, - вспоминает Надежда.

Надежда начала расспрашивать девочку, и ее откровения шокировали родственников.

- Аня рассказала, что в Галтае ей не разрешалось есть в столовой вместе со всеми, с ней старались не общаться, издевались, - с ужасом говорит Надежда.  
Изгоем Аня стала после того, как ходила по местной свалке в поисках маленького воспитанника школы-интерната – он ушел гулять и долго не возвращался.

- Аня ходила там, что-то, возможно, собирала попутно. Она не осознавала, что это свалка и брать ничего оттуда не нужно. После этого случая подростки  парни прозвали ее «мастевая». Так парни называли и других девочек,   отказавшихся вступать с ними в сексуальные отношения, - с дрожью в голосе рассказывает Надежда.

Стоит отметить, что «мастевая» - словечко из тюремного жаргона. Отношение к «мастевым» почти такое же, какое было в средневековье к прокаженным. По негласным правилам, к таким людям нельзя притрагиваться, с ними брезгуют общаться. Если «правильный» заключенный нарушает эти правила, то сам становится «мастью».

Насилие в лагере отдыха

Летом 2018 года детей из школы-интерната вывезли на отдых в Мухоршибирь  в лагерь «Березка». Там и произошел самый страшный случай в Аниной жизни.

- Возле лагеря есть лесок. Она прогуливалась там, и ее позвал отойти в сторонку один паренек,  сказав, что с ней хочет поговорить Егор. Аня пошла за ним. В лесу  возле деревьев она увидела одеяло. Егор сказал пареньку «смотреть за палевом», а сам ударил Аню в нос, раздел, повалил на землю. Тот паренек убежал, а Егор ее изнасиловал, - всхлипывает, вспоминает рассказы своей сестры, Надежда.

Молодая женщина говорит, что поверила не сразу – все-таки у нее серьезный диагноз, вдруг девочка фантазирует или выдумывает. Однако факт насилия подтвердили врачебная комиссия и осмотр гинеколога.

- В августе 2019 года мы проходили медкомиссию. Тогда я еще ни о чем не знала. Аня категорически отказывалась проходить гинеколога. 30 августа Аня легла на плановое лечение в психоневрологический диспансер, там   также отказалась идти на осмотр. Естественно, это меня насторожило, - продолжает опекун.

Немного позже осмотр Аня все же прошла, где врач и выявила факт насилия над девочкой.

1 октября Надежда привезла Аню в Улан-Удэ   обучаться в техникуме мясной и молочной промышленности. Однако студенческая жизнь не заладилась с первого же дня. И дело было вовсе не в том, что девочка не усваивала программу.

- Я оставила Аню в общежитии техникума и собралась ехать домой, в Усть-Баргузин. Когда   уже находилась на автовокзале, мне позвонила комендант общежития и сказала, что с Аней отказываются есть в столовой, - вспоминает женщина.

Надежда сдала билет и тут же помчалась в колледж выяснять, что же случилось. Оказалось, что  здесь обучались выпускники Галтайской школы-интерната - все те, кто травил Аню, пока она там находилась. И, естественно, дети решили продолжить травлю девочки и в новом месте.

- Комендант мне прямо сказала, что она никак на детей воздействовать не может. Тогда я поговорила с ними сама. Но не помогло.

В октябре ей пришлось приезжать к сестре пять раз. Не выдержав жалоб сестры на издевательства одногруппников, Надежда обратилась в Министерство образования, но, по ее словам, понимания там не встретила.

- Пообещали, что со всем разберутся. Но когда ничего не изменилось  и я вновь туда пришла,   сказали, что   многого хочу и это единственное учреждение, которое работает с «такими» детьми. Хотя там нет ни психолога, ни врачей, которые бы постоянно дежурили. И если меня не устраивает что-то, то   должна снять квартиру для Ани. Наводить там порядок никто не собирался, - возмущается Надежда.

В последний приезд к сестре Надежда услышала от Ани, что она перестала спать по ночам. Испугавшись за здоровье сестры, женщина решила забрать затравленную девочку из техникума.

- Самочувствие у нее было плохое, приняли решение вновь положить ее на лечение в РПНД. Она попала туда на целых два месяца, хотя обычно проходит курс лечения в течение двух недель. Психиатры сказали, что ее довели до такого затравленного состояния, - с горечью отмечает женщина. – Поэтому   решила, что хватит с нас такой учебы, ведь если так будет продолжаться, в следующий раз она может на полгода попасть в диспансер. Хотя   сама всегда говорила Ане, что нужно учиться, что она должна получить профессию, да и сама сестра хотела учиться…

«Продавали себя за 100 рублей»

Надежда говорит, что Аня рассказала ей много вещей о жизни в интернате,   которые не укладываются в голове у обычного человека. Кажется,   в спецшколе должны быть созданы все условия для комфортного проживания, обучения и лечения «особенных» детей. Однако на деле бывает по-другому.

- Настя говорила, что Егор употреблял коноплю,   другие дети   ее собирали на полях и носили ему прямо в интернат. На территории спецшколы у него был свой сарай, где он готовил гашиш. Однажды она украла из столовой сахар и дрожжи, чтобы приготовить бражку с другими девочками. Мальчишки научили ее открывать евроокна. Аня говорила, что часто уходила гулять по селу, чтобы не видеть, как парни пьют. Одна из воспитанниц интерната спала с мальчиками за 100 рублей,  - пересказывает воспоминания сестры Надежда.

Опекун утверждает, что воспитанницы спецшколы порой избивали девочку, причем как по своей инициативе, так и  наущению воспитателей. Аня уверенно называет имена своих обидчиц, однако мы  перечислять не будем – их вина пока не доказана. Перечислим лишь то, в чем обвиняет их бывшая воспитанница интерната.

- Били за то, что   плохо помыла полы, рассказала, как ее душила Лена в спортзале по указу воспитателя. Аня говорит, что заставляли мыть полы до тех пор, пока   не заблестят. Однажды   порезала себе вены из-за того, что детям велели ее избить. Тогда она попала в лечебницу в Новой Бряни и провела там три месяца, - перечисляет жуткие факты Надежда.

Женщина также выяснила, что на лето детей забирали воспитатели – оформляли над ними временную опеку.

- Я тогда не знала, что можно забирать на лето домой. Аня говорит, что жила у разных сотрудников школы. Одного воспитателя   хвалила, говорила, что отдыхала, кормили хорошо, а если что-то делала по дому, то совсем немного и только вместе со взрослыми. У другой сотрудницы не понравилось – говорит, что на обед давали «Роллтон» и газировку, а работала она целыми днями, - вспоминает наша собеседница.

«Условия у нас хорошие»

Надежда говорит, что обратилась в следственные органы в ноябре 2019 года.

- Когда  обо всем узнала, обратилась в Галтайский интернат с претензиями. Мне там сказали, что моя сестра дура и доказать мы ничего не сможем, - негодует женщина.

Директор Галтайской школы-интерната Дашима Цыдыпова сказала нам, что факта насилия они не отрицают, но никаких издевательств и нездоровой атмосферы в спецшколе не было.

- Директор тогда был другой. Следователь приезжал, наши сотрудники ездят на допросы. Егор находится сейчас в СИЗО. Интернат он окончил и обучается в училище в Каменске. Условия для проживания воспитанников у нас хорошие, травли не было, - уверяла   по телефону директор учреждения.

Однако следствие считает по-другому.

-  На протяжении последних нескольких лет среди воспитанников складывалась нездоровая обстановка, связанная с применением физического насилия, унижением более слабых детей, употреблением несовершеннолетними наркотических средств. При этом администрацией учреждения данные факты своевременно выявлены не были, в связи с чем  в отношении руководства школы возбуждено уголовное дело о должностном преступлении,  - сообщили «Номер один» в СУ СК РФ по Бурятии.

Надежда говорит, что сейчас для нее главное – восстановить психическое равновесие Ани. Вскоре ей предстоит проходить МСЭК – весной исполнится 18 лет и девушка должна получить группу инвалидности.

- Сейчас она учится тому, чему   должны были обучить в интернате – простым бытовым навыкам: стирать, готовить что-то простое, складывать свою одежду… Я научила ее мыть посуду,   получилось не сразу, но все равно она смогла, - гордится Надежда.

По словам женщины, Аня любит читать книги, лепить, рисовать, вырезать из цветной бумаги любит, клеить, раскрашивать.

- Я вышиваю картины бисером, и она тоже этим увлеклась, Аня очень усидчивая, и ей не надоедает монотонная работа, - отмечает опекун.

Надежда недоумевает, чем же занимаются воспитатели школы, раз дети выходят совершенно не готовыми  к жизни? Да еще и морально, и психологически сломленными.

К сожалению, случай в Галтайской спецшколе далеко не первый – в 2006-м там добровольно ушла из жизни 17-летняя воспитанница. Схожий с Аниным случай произошел в 2018 году и в Турунтаевской коррекционной школе-интернате – там также был выявлен факт совершения насильственных действий сексуального характера в отношении малолетнего ребенка.

В настоящее время, помимо следствия, проверку проводит и Министерство образования, для расследования создана межведомственная комиссия правительства РБ.

Лариса Ситник, «Номер один»
Фото: pixabay.com

Читайте также

МВД Бурятии запретило иностранцу приезжать в Россию в течении пяти лет
Мужчина официально не трудоустроен и неоднократно привлекался к административной ответственности
29.03.2024 в 16:06
В Улан-Удэ прилетели лебеди
Они облюбовали для себя набережную столицы
29.03.2024 в 15:54
Муйский район Бурятии тряхнуло трижды
Серия землетрясений произошла в 22 км от поселка Северомуйск
29.03.2024 в 15:47
Жителей Бурятии приглашают на «Библионочь-2024»
В этот раз она будет посвящена Году семьи
29.03.2024 в 15:32
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.