10.11.2019
Мыслительные глюки
Какие ошибки мышления мешают нам жить?

Каждый из нас имеет те или иные психологические проблемы. Но откуда они берутся? Отчасти их причины кроются в наших мыслях. Невозможно поверить, но, размышляя определенными схемами, нарушающими законы логики, мы вгоняем себя в состояние тревоги, депрессии и неудовлетворенности собой. «Ошибки мышления  создают внутриличностные конфликты  и не дают человеку адекватно оценивать себя и окружающую действительность», - утверждает кандидат психологических наук Игорь Бадиев.
  
Баги мозга

- Игорь Валерьевич, расскажите, что такое ошибки мышления?   

- Практически в любом психическом явлении можно выделить три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, которые  очень тесно взаимодействуют между собой. Ряд психологов уделяют наибольшее внимание именно когнитивному компоненту этих явлений  и занимаются тем, что ищут и находят те ошибки мышления, которые приводят к психологическим проблемам и конфликтам. 

- Почему эти ошибки возникают? 

- Для начала нужно вспомнить, что такое мышление. Это способ познания мира посредством логики, размышления. Мы очень часто совершаем ошибки в своих рассуждениях. В мышлении выделяется логическая сторона и операциональная. Ошибки возникают в результате нарушения законов логики, а происходят они по множеству причин, например, это может быть привычный способ мыслей, определенные стереотипы. 

Ошибки мышления - это определенные, достаточно устойчивые мыслительные схемы, которые возникли с нарушением логических законов. Почему они возникают? Логика – наука достаточно сложная, а наш мозг – это не компьютер, а продукт эволюции. Поэтому у него очень много упрощений, если сравнивать с компьютером,   багов (глюков), эволюционных наслоений один на другой.  

Исследователи, которые занимаются когнитивной стороной психики, источником психологических проблем видят ошибки мышления. Когнитивный процесс может не просто нас подводить, а создавать внутриличностные конфликты, мешать жить, вызывать тревогу, депрессию и другие психологические проблемы. 

Таких ошибок достаточно большое количество, но, наверное, одна из самых популярных    это перечень, который предложил американский психолог, психотерапевт Аарон Бек. Остановимся на них.

Или черное, или белое

Первая распространенная ошибка - это дихотомическое мышление, когда явления и проблемы рассматриваются в альтернативной форме – или/или, все или ничего, если не одно, то, значит, другое. Существуют только две альтернативы. Либо все очень хорошо, либо все очень плохо. Если ты не с нами, значит, ты против нас. Если не белое, значит, черное. 

В результате такого дихотомического мышления человек не может адекватно оценить свою жизнь, себя, свои поступки, а описывает их в очень контрастных красках. 

- В человеке развита категоричность?

- Да, очень. Поэтому делается вывод, что если не достиг успеха, значит, неудачник. Раз   неудачник, значит,   не достоин успеха. И все дальнейшие размышления строятся из посылки о том, что я - неудачник. 

Таких дихотомий в человеческом сознании можно найти огромнейшее количество. Они есть практически везде, где есть оценочность. В этой связи отказ от дихотомичности, оценочности можно проследить в восточной буддийской философии, даосизме: «В каждом добре есть капля зла, а в каждом зле - капля добра». Здесь присутствует градиентный способ оценивания: «Не бывает все плохо или все хорошо». 

Такой философский способ мышления в оценке событий и ситуаций помогает человеку избежать той тревоги, которая рождается дихотомичностью, помогает избежать напряжения, неудовлетворенности. 

Ошибочные ярлыки

- Распространенные стереотипы, например, что все медики – коновалы, это дихотомия?

- Это другая ошибка мышления, ее можно обозначить как сверхгенерализация. То есть неоправданное обобщение, когда по нескольким субъектам делается вывод обо всем классе объектов. 

Сверхгенерализация во многом обосновывает такое явление, как стереотипизация, оно упрощает наше мышление, и мы пытаемся обобщить вообще все. Особенно тогда, когда это касается нас. Если  не достиг успеха, то не просто неудачник (как следствие дихотомического мышления),  я расширяю это качество в целом на всю свою личность. В итоге   вообще ни в чем не могу достигнуть успеха, потому как   неудачник. 

Или, например,   решил заняться гончарным делом  и у меня не получаются изящные горшки, значит, я криворукий  и вообще не способен к творчеству. Если   испытываю волнение при общении с противоположным полом  и у меня были какие-то неудачи в этом плане, следовательно,   в принципе не умею общаться и выстраивать контакты. 

Из сверхгенерализации выходит следующая ошибка мышления – навешивание ярлыков. Мы ставим стигмы, например, «Я – неудачник», и это не просто оценка каких-то своих действий, это уже оценка личности в целом. Ярлык работает так, что все поведение начинает соответствовать этому ярлыку. Если мы кого-то считаем безответственным, то   тем самым стигматизируем его личность,  и его поведение начинает соответствовать этому установленному ярлыку. 

Что касается взаимоотношений с другими людьми, то здесь существует другая ошибка мышления. Аарон Бек назвал ее чтением чужих мыслей. «Он думает, что я - неудачник» -   приписываем те или иные мысли другому человеку, считая, что он думает о нас так, хотя, по сути,   вкладываем в его голову свои представления о себе. Эта ошибка связана с эмпатией, зеркальными нейронами, с теорией разума (человек для объяснения поведения другого человека выстраивает теорию его сознания, тем самым как бы проникает внутрь него). 

В повседневной жизни это приписывание мыслей проявляется в чрезмерной озабоченности общественным мнением, в том, что о тебе подумают другие: «Не надо это делать, потому что обо мне плохо подумают».  

Проблема долженствования

Следующая ошибка – обесценивание. Она заключается в том, что позитивный результат - то хорошее, что имеется,   обесцениваю. Например, я чего-то достиг. Но   начинаю считать, что  достиг этого случайно. Это не значимый для меня результат, мне просто повезло, так сложились обстоятельства. На самом деле я безрукий, бездарный человек, который ничего не умеет. Слепил кувшин из глины, все сказали, что это гениально, а я смотрю на него и вижу, какой он кривой. 

Обесценивание рождает очень сильную неудовлетворенность собой, низкую самооценку. Очень часто оно ведет к тому, что человек оказывается не способен приобрести новые формы поведения, изменить свое поведение. Так и продолжает обесценивать. Почему? Дело в том, что изменение поведения происходит не мгновенно, и для того, чтобы оно изменялось, нужно эти изменения подкреплять, то есть позитивно оценивать. Но так как человек склонен к обесцениванию, то он свои достижения не видит или обесценивает их, и изменения не подкрепляются  и не происходят. 

Обесценивание очень тесно связано с такой ошибкой мышления, как долженствование. «Я должен достичь этого, должен быть хорошим человеком, отличным отцом, прекрасным сыном. Или «я не должен завидовать, ревновать, ошибаться». Это такие сверхтребования к себе. Они нереалистичны  и порождают внутреннюю неудовлетворенность собой, напряженность, тревожность из-за того, что человек не достиг того, что должен был. 

- Если человек постоянно говорит «я никому ничего не должен», что это значит? 

- Лично я называю это гиперкомпенсацией долженствования. То есть у человека была ошибка мышления долженствования, она им осозналась, но   не исправилась и ушла в другое направление: «я никому ничего не должен». В результате идет отрицание ответственности. При этом в поведении ничего не изменилось. 
   
«Я должен быть лучшим во всем, иначе   буду худшим» - в этой мысли заключен целый «букет» ошибок мышления. Здесь есть и долженствование, и дихотомичность мышления, и сверхгенерализация. Значит ли это, что этот человек будет чего-то достигать. Скорее всего, он будет крайне не удовлетворен собой, будет очень тревожен, склонен к депрессивным состояниям. В попытке от этого избавиться он говорит: «А почему это я все должен и должен что-то? Да никому я ничего не должен!». И теперь он должен никому не быть должен. В итоге тревожность никуда не ушла  и долженствование осталось, оно просто спряталось. 

Существует достаточно распространенное и во многом справедливое мнение, что негативная частица «не» сути не меняет. Когда я говорю «должен» или «не должен», это все равно долженствование. Проблема не снимается. 

- Как избавиться от этой ошибки долженствования? 

- Необходимо вместо слова «должен» использовать «желание»  и понять, что вы на самом деле хотите. Вопрос не в том, что должен или не должен, а в том, что я хочу и не хочу.

Неудача как катастрофа

Еще одна ошибка – эмоциональное обоснование. Что это такое? Даже если у меня все идет хорошо, но все равно себя чувствую плохо, из этого делается вывод, что у меня какие-то проблемы. То есть оцениваются не событие, поступки, достижения, а собственное эмоциональное состояние, и из него делаются выводы о событиях, поступках и достижениях. 

Персонализация – следующая ошибка мышления. Это когда не очень приятные события персонализируются во мне. Например, на меня кто-то косо посмотрел и я думаю, со мной что-то не так. Мне нагрубили, ко мне отнеслись плохо, наверное, потому, что что-то сделал не так. В первую очередь ищется причина в себе. И не рассматриваются варианты о том, что эти события могут быть связаны с чем-то или кем-то другим, а со мной никак. Такой своего рода эгоцентризм, все крутится вокруг меня. 

Еще одна распространенная ошибка мышления, с которой часто сталкиваемся, это катастрофизация: «Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать». Она связана с дихотомичностью - если неудача, значит, катастрофа, конец всему. Это тоже ограничивает человека в видении различных альтернатив. 

Это наиболее распространенный  общий перечень мыслительных ошибок, которые создают внутриличностные конфликты  и не дают человеку жить спокойно, адекватно оценивать себя и окружающую действительность.   

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
Фото: pixabay.com
^