Сокращения на 500 человек не будет
О планируемом сокращении аппарата в правительстве было объявлено еще в августе одновременно с началом формирования нового кабинета министров. Примерно тогда же все министерства и агентства получили разнарядку о предписанном сокращении на 15 процентов. Пряником, подстегивающим желание сократиться, стало то, что оптимизация структуры должна была привести к некоторому повышению заработной платы чиновников. Если раньше при сокращении деньги от экономии фонда заработной платы направлялись в бюджет, то сейчас федеральное законодательство разрешает использовать их для стимулирования труда госслужащих. Однако корпоративная солидарность чиновников оказалась сильнее материального стимула.
В первую очередь сокращались лишь ставки среднего и низшего звена, занимаемые людьми пенсионного возраста. А нескольких руководителей-пенсионеров довольно оперативно заменили молодежью. Также уменьшено число заместителей руководителей государственных органов. Теперь министру или главе агентства положено не более двух заместителей. В прошлом у иных министров их было по 4—5 человек. Исключение в данном вопросе будет сделано лишь для одного-двух ключевых ведомств. Каких — пока неизвестно. Не вошедшие в новое расписание заместители должны были покинуть свои ведомства или понижались в званиях. Эта работа велась планово, ее результатом стало в основном горизонтальное передвижение чиновников: пенсионеры уходили, потерявший место в другом ведомстве молодой клерк занимал его должность. Особенного оттока с государственной службы так и не произошло.
Однако это сокращение ведется на фоне масштабной административной реформы. Сейчас выходит на финишную прямую процесс формирования новой структуры правительства. Как известно, Вячеслав Наговицын еще в самом начале своего президентства перекроил ее до неузнаваемости. Одни министерства расширили свои полномочия, другие наоборот, появились новые ведомства, а какие-то, напротив, исчезли.
Уже назначенные на свои должности министры и руководители должны разработать и защитить новые штатные расписания. Где-то, где руководство все еще ходит с приставкой "и.о.", новую структуру еще даже не начали разрабатывать. Так или иначе, каждый министр старается максимально оградить себя от сокращений. Ведь, даже вялотекущее ныне пятнадцатипроцентное сокращение — это очень серьезно и ведет к неизбежному увеличению нагрузки на оставшихся чиновников. Теперь каждый министр решает эту проблему в меру своих способностей и возможностей. Идет незримая борьба за ставки, и каждое министерство по-своему устраивает свое будущее. Главное — аргументировано доказать, что на этом участке работы необходимо именно 15, а не 10 человек. Наибольшей популярностью у простого чиновничьего люда пользуются министры сумевшие "отстоять" свой коллектив. В конце концов и все эти манипуляции приводят лишь к горизонтальному перемещению государственных служащих. Потерявшего место человека, как правило, довольно быстро трудоустраивают в соседнем ведомстве, примерно в тех же должностях. Кроме того, некоторое сокращение общего числа чиновников в обозримом будущем будет отыграно назад — вода камень точит. А в данном случае — сотни докладных записок о необходимости введения еще одной штатной единицы точат стремление сократить поголовье чиновников.
Вообще, необходимо отметить, что кампания по сокращению штатов всегда негативно сказывается на самочувствии и работоспособности чиновников. Если над тобой постоянно висит дамоклов меч увольнения, зачем упираться, проявлять инициативу и работать на совесть? На сегодняшний момент общее мнение опрошенных нами чиновников таково: мероприятия по формированию правительства и по сокращению аппарата несколько затянулись, и это начало сказываться на эффективности работы.