Бурятия соберет туристов-кочевников
— Безусловно есть. В Москве, например, при упоминании города Улан-Удэ обычно следует вопрос: "Это в Монголии?". Если спросить прямо: "Где находится Бурятия?", то обычно следует ответ, что это где-то на Севере, где-то рядом с Абрамовичем. То есть бренд Бурятии, точнее, восприятие Бурятии потенциальными клиентами вполне сформировалось. Но совершенно неприемлемым для нас образом.
— Но ведь у Бурятии есть Байкал.
— Да, Байкал у нас есть, Байкал знает вся Россия и весь мир. Но... Если человек желает съездить на Байкал, то он открывает карту и видит город на берегу Байкала, Иркутск называется. Он видит и Улан-Удэ, но это 100 км за Байкалом и билеты существенно дороже. Куда бы вы полетели в такой ситуации?
— Давайте свяжем Бурятию и Байкал! И туристы полетят к нам!
— Отличная дежурная идея. Давайте! Но... Наверное, вы знаете озеро Хубсугул? Скажите, в каком аймаке Монголии оно находится? Вы слышали про озеро Мичиган? В каком штате оно находится и какой страны? В границах каких государств находится африканское озеро Виктория? Примерно такая же связь между Байкалом и Бурятией.
Думаю, Народный Хурал не даст денег, чтобы написать на каждом столбе в России что-нибудь типа "Байкал и Бурятия едины!". А по-другому связать Бурятию и Байкал в массовом сознании вряд ли возможно. Да и не в этом основная проблема бренда.
— Тогда в чем?
— Бренд помогает продаже товаров. В нашем случае товар — это туристические услуги в Бурятии. А услуги, мягко говоря, сомнительного качества. Исследования по впечатлениям о путешествии на Байкал показывают, что 8,3% приехавших туристов разочарованы. Получается, что они не смогли купить ожидаемые услуги, хотя намеревались это сделать. Такой поток разочарований способен убить туристический поток полностью. Это данные за 2006-й год, но, думаю, мало что изменилось. Лучший русский аналог слова "бренд", пожалуй, слово "впечатление". У нас есть впечатление от "Тойоты", "Кока-Колы", "Ниссана". Это впечатление можно усилить, сказав, например, "Тойота" — управляй мечтой", "Ниссан" — превосходя ожидания". Но для этого должны быть автомобили "Тойота" и "Ниссан", оправдывающие высокие эпитеты своим качеством. Есть слоган у Новозеландии. "100% чистоты" — сильный лозунг. Но главная сила не в лозунге, а в чистоте.
Можно сказать "Волшебная страна Бурятия", но не раньше, чем она такой станет. По крайней мере, для туристов. Если мы попытаемся подобное сказать сейчас, то упомянутый процент разочарований вырастет, и мы получим падение продаж вместо роста. В настоящий момент получается, что у нас потенциальных покупателей больше, чем товара. В таких случаях надо останавливать рекламу и заниматься производством.
— Как же производить туристические услуги?
— Анализировать чужой опыт и работать. У нас уже есть грандиозные планы по "Байкальской гавани" и другим объектам особой турзоны, но вопрос наполнения их туристами может стать проблемным. Объекты такого масштаба не должны быть полупустыми, иначе возникают проблемы с рентабельностью.
Интересен опыт Новозеландии. Они получают доход от своих внутренних туристов такой же, как и от иностранцев. И не только Новозеландия. Потому один из рецептов для нас — увеличивать туристический поток жителей Бурятии внутри республики. Если поток станет большим, то начнут как грибы расти мелкие гостиницы в разных местах и по пути увеличиваться наполняемость суперсооружений нашей турзоны.
— Почему наши жители вдруг возьмут и поедут путешествовать по Бурятии?
— Надо создать им соответствующие условия, построить множество гостиниц недалеко от примечательных мест Бурятии и немножко поработать с мечтой.
— И как должна выглядеть мечта туриста?
— Мечту мы назвали концепцией кочевого туризма, рабочее название "Кочевник". Выглядит все довольно просто. Машина или автобус, компания веселых попутчиков и каждый день новые впечатления, новые места: то горячие источники, то ледники, то высокие горы, то степи, то шаманы, то дацан и, конечно, Байкал. Это называется кочевым путешествием. Вечером банька, душ и прочие развлечения в удобной комфортабельной гостинице. В том числе день-два у Байкала или больше, если есть интересная программа. Вообще сильная сторона Бурятии — это ее практически бесконечное разнообразие. Это необходимо использовать.
— Мечта вроде бы красивая, но почему люди должны ехать и почему гостиницы должны строиться?
— Если к объекту туризма приезжает хотя бы 50 человек в неделю, то это повод для бизнеса строить там гостиницу, кафе, автостоянку. Они смогут себя окупить. Иначе инвестиции будут нерентабельны. Такие гостиницы должны содержать люди, которые живут в тех местах, неподалеку. А строить они их начнут тогда, когда появится поток туристов.
Люди поедут только тогда, когда появятся гостиницы неподалеку от интересных мест. В городе Улан-Удэ у горожанина не так уж и много интересных развлечений, он бы с удовольствием прокатился с детьми или друзьями, но некуда.
Круг замкнулся. Гостиниц нет потому, что нет потока туристов. Потока туристов нет потому, что нет гостиниц.
— И где же выход?
— Выход — в государственном участии. Здесь и нужна помощь государства, чтобы этот поток туристов стартовал. Правительство Бурятии может частично оплатить поездки групп школьников, студентов, семей на выходные дни в районные центры и другие населенные пункты республики для экскурсий и отдыха. Государство может приказать главам местных администраций обеспечить прием этих первых групп туристов. Наплыв туристов заставит развиваться гостиницы, рестораны и транспорт в этих населенных пунктах, начнет решать проблемы занятости населения. Со временем сложатся и станут разнообразнее маршруты. И уже потом, когда поток стартует, никакое госрегулирование туризма не понадобится. Развитие пойдет самостоятельно.