Затолкали в тень
Проведенные на республиканском уровне конкурсы по маршрутам (более прозрачные, кстати) показали, что перевозчики, связанные с ОАО "Городские маршруты", не чураются подтасовывать документы. В частности, выставляют на конкурс новые автомобили, которые, якобы, будут ездить по этому маршруту. Из-за этих машин перевозчик получает дополнительные баллы и выигрывает. Но впоследствии работают на маршрутах совершенно другие, гораздо более старые автомобили. "Козырные" машины кочуют из конкурса в конкурс, хотя реально работают только в одном месте. На республиканском уровне эти факты выявляются, и результаты уже нескольких конкурсов были отменены именно по этой причине.
В городе все иначе. Как считают многие перевозчики, конкурс здесь превращается в формальную процедуру выдачи разрешительных документов заранее определенной фирме и отсеиванию неугодных предпринимателей.
На все выигранные маршруты у фирм-победительниц автопарка, естественно, не хватает. И тогда к перевозкам привлекаются все желающие, у кого есть "микрик" и лицензия. С ними заключается договор, в котором победитель конкурса называется "организатором", а привлекаемый маршрутчик — "перевозчиком". На основании вот этой бумаги и ездит большинство городских "микриков".
Согласно законодательству о пассажирских перевозках этот документ является юридически ничтожным: организатором перевозок может являтся только государственный или муниципальный орган власти, но не хозяйствующий субъект. Имея на руках только такое сомнительное подтверждение своего статуса, перевозчики превращаются в абсолютно бесправных участников процесса.
Никаких прав и обязанностей между сторонами ничтожного договора не может быть. Однако у фирмы-победительницы есть формальные основания руководить маршрутом. А значит, она в любой момент, по своему усмотрению может выгнать того или иного перевозчика. А тот, в свою очередь, сделать ничего не сможет, судиться — бессмысленно: бумажки, по которым предприниматель работал, юридически ничтожны.
Как итог, по отношению к мелким предпринимателям разворачивается фактический произвол. Накладываются многочисленные поборы, как регулярные, так и чрезвычайные, взимается произвольная плата "за аренду маршрута". Причем, как правило, весь денежный оборот идет без документального оформления, "вчерную". Маршрутчикам приходится с этим мириться — иначе они потеряют работу в считаные секунды.
Незаконна и вся эта схема в целом. Победитель конкурса должен ездить по маршруту на собственных автомобилях, указанных в конкурсной документации, а привлечение посторонних лиц и автомобилей на маршрут недопустимо. Однако в Улан-Удэ эта норма не работает. Образовалась группа фирм, которые фактически, с помощью административного ресурса, прибрали к рукам городские перевозки. Ничего не вкладывая в них, не неся никаких рисков, "стригут купоны" с сотен предпринимателей.
Сейчас в Улан-Удэ действует три крупных юридических лица, занимающихся пассажирскими перевозками, которые выигрывают большинство конкурсов. Муниципальное предприятие ООО "Городские маршруты" (бывшее МУП), ОАО "Городские маршруты" (на 51% принадлежащее акционерам "Байкалфарма", на 49 — городской администрации) и частное — ООО "Сибирь-авто". Этим организациям администрация Улан-Удэ предоставила (путем конкурса или заключения временного договора) право на осуществление перевозок примерно по 70% маршрутов. Остальные 30% пока контролируются независимыми мелкими перевозчиками. Однако постепенно их берут под контроль три флагмана.