Кто виноват и что делать

Из-за бегства предпринимателей экономика Бурятии под угрозой
A- A+
Проблема «закошмаривания» бизнеса в Бурятии остается актуальной. Бизнесмены и депутаты горсовета пытаются бороться с произволом, но  местные силовики их не слышат.  Бюджет республики за последние годы «похудел» вдвое. Депутаты горсовета  пытаются достучаться до налоговой через Счетную палату страны.

К сожалению, российские реалии ведения бизнеса таковы, что иногда  для сведения каких-то личных счетов или решения чисто экономических вопросов «привлекаются» отдельные сотрудники или целые структуры из правоохранительных органов. Это и называется «закошмариванием бизнеса». Так обычно бывает,  когда  успешное предприятие мешает  конкурентам либо оно просто кому-то приглянулось.

В полном объеме и во всей красе  этот процесс можно было видеть на примере «Макбура». Летом 2009 года  на одно из самых крупных предприятий Бурятии зачастили проверяющие. Начали, как водится, налоговики, затем эстафету перехватил Следственный комитет возбудив шесть(!) уголовных дел на директора Дмитрия Козлова. В итоге директора оправдали, крупнейшее мукомольно-макаронное  предприятие Бурятии погибло. А его место на рынке в республике заняли «Байкальские макароны», которые производятся в Иркутской области. 

Сейчас похожая по сюжету история наблюдается на  рыбозаводе «Байкал».  Рыбозвод трясет с ноября  прошлого года, когда на предприятие зашла налоговая проверка. 

Перечисленные  истории – лишь маленькая верхушка айсберга. Но среди депутатов Улан-Удэнского горсовета есть люди  понимающие, что против административного произвола есть только одно эффективное средство – активная позиция. В конце лета они    подготовили и отправили в высший орган государственного аудита страны любопытное письмо.  Обращаясь к аудиторам Счетной палаты России, депутаты просят разобраться с местными контрольно-надзорными органами. 

Экономика на грани краха

В письме  речь  идет не только   об уходе бизнеса из Бурятии и излишнем давлении, в нем дан полный анализ по всем собираемым  в республике налогам и сделаны выводы о причинах бедственного положения  бизнеса.

«Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Бурятии показывает, что за последние пять лет в республике складывается критическая ситуация, обусловленная значительным снижением основных поступлений по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц», – говорится в письме, которое оказалось в распоряжении «Номер один».

Снижение поступлений по НДС в республике измеряется даже не миллиардами, а десятками миллиардов. Так, с 2011-го по 2015 год НДС в Бурятии рухнул с 47 до 23 миллиардов рублей. То есть больше чем в два раза. И это без учета 2016 года.

Беда в том, что НДС характеризует такой важнейший экономический показатель, как валовый региональный продукт (ВРП). И если этот налог упал в два раза, то на столько же рухнул и ВРП. Другими словами, речь идет не о каких-то конкретных показателях, а об экономике региона в целом. А экономика Бурятии чувствует себя очень плохо.  Глядя на печальные истории коллег (из того же «Макбура»), у бурятских бизнесменов наметилась четкая тенденция бежать из республики куда глаза глядят.  

А глядят они  куда угодно, лишь бы за границу региона – от соседнего Иркутска до Москвы и даже Крыма. Кстати, именно в Иркутске чаще всего перерегистрируются наши бурятские компании. Причем перерегистрация – это выход только для крупных предприятий, мелкие просто уходят  в тень.

Рост теневой экономики подтверждает банальный анализ поступлений по налогу на доходы физических лиц. Данные, которые публикуют налоговики и Росстат, говорят о том, что Бурятия только в 2014 году недополучила 6,2 миллиарда рублей по НДФЛ. Это практически равно бюджету Улан-Удэ. Можно считать, что размер неучтенной зарплаты составил 47 миллиардов рублей. Это больше, чем бюджет всей Бурятии.

Борьба за выживание

Подоплека у подобных явлений одна – «закошмаривание» бизнеса контрольно-надзорными органами.

«Основной причиной ухода бизнеса из Бурятии и роста теневой экономики является «сомнительная» контрольно-надзорная деятельность в виде проведения внеплановых проверок и использования административных ресурсов со стороны налоговых органов, министерства внутренних дел, Следственного комитета и Арбитражного суда Бурятии», – говорится в письме депутатов в Счетную палату.

Чтобы хоть как-то урезонить «взбесившиеся» ведомства, в горсовете создали депутатскую группу по увеличению доходов в бюджет и повышению эффективности взаимодействия с налоговыми органами.

Члены этой группы не раз пытались докричаться до разнообразных ведомств республики, среди которых налоговая, прокуратура, УФАС и так далее. Но, не получив реакции, депутаты делают вывод о том, что федеральные службы не заинтересованы заниматься решением этой проблемы. И, более того, все действия контрольно-надзорных органов похоже направлены на раскачивание и без того нестабильного экономического положения в регионе. В своем послании депутаты даже не намекают на подобные выводы, а делают их напрямую.

«Таким образом, давление со стороны налоговых органов в рамках контрольно-надзорной деятельности фактически направлено на дестабилизацию экономики Бурятии и сокращению доходной части бюджета. Нынешняя ситуация в сфере налогового администрирования требует принятия срочных мер, направленных на достижение баланса интересов между налоговыми органами и налогоплательщиками», – обращаются депутаты горсовета к аудиторам Счетной палаты России.

Удар по бюджету

Действительно, республиканский бюджет сильно страдает от снижения количества налогоплательщиков. Однако уничтожение компаний, их перерегистрация и уход в тень бьют не только по региональной казне. Страдает и федеральный бюджет.

Конкурентоспособные компании уничтожаются по формальным основаниям, которые всегда найдутся. Но при этом налоговые органы не должны забывать, что на них лежит так называемая регулирующая функция.

То есть, когда налоговики доначисляют налоги, они должны оставлять предприятию запас средств и предоставлять рассрочку, чтобы оно смогло выжить. А у нас – без лишних разговоров всех должников отправляют на банкротство.

Более того, время от времени  инициируются маски-шоу от Следственного комитета и МВД, а арбитражные суды идут на поводу у ведомства, не давая ни малейшего шанса предприятиям выбраться из кризиса. То есть, по мнению депутатов, действия всех этих органов между собой вполне могут быть согласованы. Авторы письма подозревают, что  в некоторых случаях может идти речь даже о чьих-то заказах на «убийство» конкретных компаний.

«В связи с вышеизложенным прошу вас в целях оценки рисков и результатов достижения социально-экономического развития Бурятии, пополнения налоговых доходов в бюджеты Бурятии и Российской Федерации в целом, в рамках своих полномочий осуществить аудит деятельности Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия», – призывают депутаты Счетную палату страны.

Теперь остается надеяться, что власть наконец-то поймет, что нельзя отрубать голову курице, несущей яйца, и хоть кто-то понесет ответственность  за убийство бизнеса республики. 

Владимир Пашинюк, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.