Пассажиры за бортом
Почему в Улан-Удэ вместо добротных остановок появляются легкие «навесы»
Не спасают от ветра и осадков, но приносят прибыль городу и местным предпринимателям. Остановки общественного транспорта уже давно превратились из места, где можно спокойно подождать автобус, укрывшись от непогоды, в чей-то привлекательный бизнес.
Шаткий навес
Четыре железных опоры и профлист, небрежно закрепленный сверху, – вот она, ультрамодная современная улан-удэнская остановка. Такие же «сооружения», по словам местных чиновников, устанавливают во всех развитых городах России.
– Дизайн пунктов для ожидания автобусов хорошо сочетается с общей архитектурой нашей столицы, – считают в комитете по архитектуре Улан-Удэ.
То, что «бумажный» навес должен еще и спасать от непогоды, по всей видимости, никого не волнует. Люди вынуждены мерзнуть в ожидании своего автобуса и периодически забегать в расположенный вблизи магазин, чтобы окончательно не простыть. Особенно это касается тех пассажиров, которые проживают в отдаленных микрорайонах города: для них сесть на маршрутку – огромная проблема.
– На днях я ждала автобус более часа. Вся замерзла. На остановке невозможно ни от снега, ни от ветра спрятаться. Я не могу даже назвать это сооружение остановкой – стен нет, а крыша при порыве ветра вся ходуном ходит, – рассказывает улан-удэнка Екатерина Иванова.
Устанавливаются такие конструкции за счет бизнесменов. Город не тратит на это ни копейки. Однако, по условиям объявленных аукционов, победитель вместе с обязательством установки комплексов получает право на заработок.
За то, что бизнесмены «творят добро», они могут расклеивать на остановках собственную рекламу, а также продавать рекламные места всем желающим по выгодным ценам. Единственное, на что придется потратиться бизнесмену, – это 10 до 20 тысяч рублей в месяц за аренду и еще около 250 тысяч рублей единожды за заключение договора.
Выгода очевидна – город получает хоть небольшую, но прибыль, а заодно перекладывает свою ответственность за качество и внешний вид остановок на бизнесмена. Тот, в свою очередь, успевает навариться на самых выгодных в городе местах для рекламы.
Выгодное дело
В этом году администрация два раза разыгрывала право на строительство остановочных конструкций в Улан-Удэ. По контракту победитель аукциона получает право установить в Улан-Удэ порядка 15 остановок. На каждой есть по два рекламных места, которые можно сдавать очень выгодно. Не секрет, что пункты ожидания – места проходимые, и от того желающих облепить остановку различными объявлениями и плакатами – несметное количество.
– На одной остановке можно расположить два баннера размерами 1,2 метра на 1,8. На самом деле это не так выгодно, как вам кажется. К примеру, месячная арендная плата за один баннер составит примерно пять тысяч рублей. В наше время это небольшие деньги, – прибедняется бизнесмен Евгений Токтонов.
В рейтинге самых востребованных мест для рекламы, со слов Евгения Анатольевича, первое место занимают рекламные щиты, второе – отдельно стоящие конструкции, и только третье – реклама на остановках.
Несмотря на все минусы этой, по его мнению, неблагодарной работы, он с особым азартом поучаствовал в аукционе. По всей видимости, такое дело прибыль все-таки приносит.
Вне конкуренции
Так или иначе, участвовать в аукционе готов не каждый улан-удэнский предприниматель. Во всех торгах, что прошли в этом году, выигрывали единственные участники. Первый контракт достался предпринимателю Евгению Токтонову, который вызвался строить остановки к юбилею города. На следующее соглашение также претендовала только одна компания – ООО «Удастройинвест».
Бизнесмены уверены: конкурентов не было лишь потому, что у многих нет денег на строительство остановок.
- Это же, во-первых, старый остановочный навес надо перевезти, установить в то место, где вообще никогда не было остановочных навесов, то есть в отдаленные микрорайоны города. Потом новый навес: изготовление, установка, монтаж, кропотливая и затратная работа, – рассказывает победитель недавнего аукциона, предприниматель Евгений Токтонов.
И все-таки эта работа куда проще размещения рекламных щитов. К примеру, на установку билборда размером шесть на три уходит масса времени, сил и денег. Для того чтобы повесить его, необходимы специальная техника и обученные люди, услуги которых – не из дешевых.
Но самое главное – чтобы получить право на размещение рекламного щита, да и любой другой рекламной конструкции, кроме, конечно, остановочных баннеров, нужно пройти все круги ада.
– Чтобы установить рекламный щит, нужно узнать, есть ли он в схеме размещения рекламных конструкций города, – говорит Елена Тапхаева, главный специалист отдела наружной рекламы комитета по архитектуре Улан-Удэ.
Только после этого можно торговаться за право размещения. Победитель должен будет заплатить городу более ста тысяч рублей за годовую аренду.
Если же объект не входит в схему города, а земли, на которых бизнесмен хочет заработать, – федеральные, ему предстоит пройти сложнейшую процедуру согласования. Дать добро должны сразу несколько ведомств –здесь и минпромторг, минкультуры, минтранс, минстрой и прокуратура.
Таким образом, «рекламные сооружения» в виде остановок куда выгоднее, нежели работа с билбордами, со всеми ее бюрократическими проволочками и внушительными ценами за аренду.
Остановка по-якутски
Да и одобрить проект остановки куда проще, нежели разместить билборд. Никаких технических требований к навесам просто не существует. Тут, как говорится, кто во что горазд. Единственное, что желательно учесть при установке, – наличие под навесом лавочек и сам размер остановки – она должна быть вместительной. А вот есть там стены или нет, вообще никого не волнует.
– Я думаю, остановка не должна защищать от ветра и холода, она нужна для того, чтобы человек сел на скамеечку, грубо говоря, подождал автобус. Мы же не по 30 минут стоим, ждем маршрутку? – говорит Елена Тапхаева.
Проекты остановок разрабатывают участники аукциона. После чего согласовывают его в администрации города. Судя по результату, и тем и другим все равно, какой будет будущая остановка, лишь бы она была недорогой и вмещала как можно больше рекламных баннеров.
Другими словами, в нашем городе есть все условия для процветания рекламного бизнеса. Однако нет ни одной современной остановки, которая могла бы спасти от холодного ветра и осадков.
При этом в северных районах России активно устанавливают утепленные остановки. Чего только стоит опыт Якутска! Там чиновники совместно с бизнесменами открыли уже более 12 теплых пунктов ожидания автобуса.
Внутри можно спокойно посидеть и подождать маршрутку, ведь на специальном мониторе показывают, где она едет в данный момент. Тут же горожане пополняют баланс мобильного, заряжают телефоны, пьют кофе и бесплатно пользуются Интернетом.
Кроме того, здесь есть кнопка вызова полиции и аптечка первой медицинской помощи. А снаружи установлен козырек от солнца и дождя. При этом зимняя температура Якутска не намного отличается от улан-удэнской.
Напомним, в Улан-Удэ в апреле этого года в результате урагана уже сломалось несколько новых конструкций. Имитация остановочных пунктов не выдержала ветра силой
18 метров в секунду.
Кое-где остановки рушились полностью, в другом месте по очереди падали стены. К счастью, никто не пострадал. И пока рекламщики зарабатывают миллионы рублей на легком бизнесе, горожане вынуждены мерзнуть под шаткими навесами. Ни о какой альтернативе, хоть издалека похожей на якутские остановки, речи пока не идет. Это слишком дорогое удовольствие для чиновников и бизнесменов, а народ уж как-нибудь обойдется.
Елена Калашникова, «Номер один».
Шаткий навес
Четыре железных опоры и профлист, небрежно закрепленный сверху, – вот она, ультрамодная современная улан-удэнская остановка. Такие же «сооружения», по словам местных чиновников, устанавливают во всех развитых городах России.
– Дизайн пунктов для ожидания автобусов хорошо сочетается с общей архитектурой нашей столицы, – считают в комитете по архитектуре Улан-Удэ.
То, что «бумажный» навес должен еще и спасать от непогоды, по всей видимости, никого не волнует. Люди вынуждены мерзнуть в ожидании своего автобуса и периодически забегать в расположенный вблизи магазин, чтобы окончательно не простыть. Особенно это касается тех пассажиров, которые проживают в отдаленных микрорайонах города: для них сесть на маршрутку – огромная проблема.
– На днях я ждала автобус более часа. Вся замерзла. На остановке невозможно ни от снега, ни от ветра спрятаться. Я не могу даже назвать это сооружение остановкой – стен нет, а крыша при порыве ветра вся ходуном ходит, – рассказывает улан-удэнка Екатерина Иванова.
Устанавливаются такие конструкции за счет бизнесменов. Город не тратит на это ни копейки. Однако, по условиям объявленных аукционов, победитель вместе с обязательством установки комплексов получает право на заработок.
За то, что бизнесмены «творят добро», они могут расклеивать на остановках собственную рекламу, а также продавать рекламные места всем желающим по выгодным ценам. Единственное, на что придется потратиться бизнесмену, – это 10 до 20 тысяч рублей в месяц за аренду и еще около 250 тысяч рублей единожды за заключение договора.
Выгода очевидна – город получает хоть небольшую, но прибыль, а заодно перекладывает свою ответственность за качество и внешний вид остановок на бизнесмена. Тот, в свою очередь, успевает навариться на самых выгодных в городе местах для рекламы.
Выгодное дело
В этом году администрация два раза разыгрывала право на строительство остановочных конструкций в Улан-Удэ. По контракту победитель аукциона получает право установить в Улан-Удэ порядка 15 остановок. На каждой есть по два рекламных места, которые можно сдавать очень выгодно. Не секрет, что пункты ожидания – места проходимые, и от того желающих облепить остановку различными объявлениями и плакатами – несметное количество.
– На одной остановке можно расположить два баннера размерами 1,2 метра на 1,8. На самом деле это не так выгодно, как вам кажется. К примеру, месячная арендная плата за один баннер составит примерно пять тысяч рублей. В наше время это небольшие деньги, – прибедняется бизнесмен Евгений Токтонов.
В рейтинге самых востребованных мест для рекламы, со слов Евгения Анатольевича, первое место занимают рекламные щиты, второе – отдельно стоящие конструкции, и только третье – реклама на остановках.
Несмотря на все минусы этой, по его мнению, неблагодарной работы, он с особым азартом поучаствовал в аукционе. По всей видимости, такое дело прибыль все-таки приносит.
Вне конкуренции
Так или иначе, участвовать в аукционе готов не каждый улан-удэнский предприниматель. Во всех торгах, что прошли в этом году, выигрывали единственные участники. Первый контракт достался предпринимателю Евгению Токтонову, который вызвался строить остановки к юбилею города. На следующее соглашение также претендовала только одна компания – ООО «Удастройинвест».
Бизнесмены уверены: конкурентов не было лишь потому, что у многих нет денег на строительство остановок.
- Это же, во-первых, старый остановочный навес надо перевезти, установить в то место, где вообще никогда не было остановочных навесов, то есть в отдаленные микрорайоны города. Потом новый навес: изготовление, установка, монтаж, кропотливая и затратная работа, – рассказывает победитель недавнего аукциона, предприниматель Евгений Токтонов.
И все-таки эта работа куда проще размещения рекламных щитов. К примеру, на установку билборда размером шесть на три уходит масса времени, сил и денег. Для того чтобы повесить его, необходимы специальная техника и обученные люди, услуги которых – не из дешевых.
Но самое главное – чтобы получить право на размещение рекламного щита, да и любой другой рекламной конструкции, кроме, конечно, остановочных баннеров, нужно пройти все круги ада.
– Чтобы установить рекламный щит, нужно узнать, есть ли он в схеме размещения рекламных конструкций города, – говорит Елена Тапхаева, главный специалист отдела наружной рекламы комитета по архитектуре Улан-Удэ.
Только после этого можно торговаться за право размещения. Победитель должен будет заплатить городу более ста тысяч рублей за годовую аренду.
Если же объект не входит в схему города, а земли, на которых бизнесмен хочет заработать, – федеральные, ему предстоит пройти сложнейшую процедуру согласования. Дать добро должны сразу несколько ведомств –здесь и минпромторг, минкультуры, минтранс, минстрой и прокуратура.
Таким образом, «рекламные сооружения» в виде остановок куда выгоднее, нежели работа с билбордами, со всеми ее бюрократическими проволочками и внушительными ценами за аренду.
Остановка по-якутски
Да и одобрить проект остановки куда проще, нежели разместить билборд. Никаких технических требований к навесам просто не существует. Тут, как говорится, кто во что горазд. Единственное, что желательно учесть при установке, – наличие под навесом лавочек и сам размер остановки – она должна быть вместительной. А вот есть там стены или нет, вообще никого не волнует.
– Я думаю, остановка не должна защищать от ветра и холода, она нужна для того, чтобы человек сел на скамеечку, грубо говоря, подождал автобус. Мы же не по 30 минут стоим, ждем маршрутку? – говорит Елена Тапхаева.
Проекты остановок разрабатывают участники аукциона. После чего согласовывают его в администрации города. Судя по результату, и тем и другим все равно, какой будет будущая остановка, лишь бы она была недорогой и вмещала как можно больше рекламных баннеров.
Другими словами, в нашем городе есть все условия для процветания рекламного бизнеса. Однако нет ни одной современной остановки, которая могла бы спасти от холодного ветра и осадков.
При этом в северных районах России активно устанавливают утепленные остановки. Чего только стоит опыт Якутска! Там чиновники совместно с бизнесменами открыли уже более 12 теплых пунктов ожидания автобуса.
Внутри можно спокойно посидеть и подождать маршрутку, ведь на специальном мониторе показывают, где она едет в данный момент. Тут же горожане пополняют баланс мобильного, заряжают телефоны, пьют кофе и бесплатно пользуются Интернетом.
Кроме того, здесь есть кнопка вызова полиции и аптечка первой медицинской помощи. А снаружи установлен козырек от солнца и дождя. При этом зимняя температура Якутска не намного отличается от улан-удэнской.
Напомним, в Улан-Удэ в апреле этого года в результате урагана уже сломалось несколько новых конструкций. Имитация остановочных пунктов не выдержала ветра силой
18 метров в секунду.
Кое-где остановки рушились полностью, в другом месте по очереди падали стены. К счастью, никто не пострадал. И пока рекламщики зарабатывают миллионы рублей на легком бизнесе, горожане вынуждены мерзнуть под шаткими навесами. Ни о какой альтернативе, хоть издалека похожей на якутские остановки, речи пока не идет. Это слишком дорогое удовольствие для чиновников и бизнесменов, а народ уж как-нибудь обойдется.
Елена Калашникова, «Номер один».