30.06.2010
Проводя лето на Байкале, наблюдаю бедных автовладельцев, которые на окраине Кабанского района ищут запаску на 16, масло для двигателя элитной марки или прокладку масляного насоса. Бегают с выпученными глазами и даже не всегда понимают, что, не пожалей они пятнадцать минут перед выездом, сэкономили бы эти два часа. А за два часа на Байкале можно загореть до красноты, пожарить шашлык или омуль на рожне, застрять в белых песках и откопаться или напиться, искупаться, протрезветь от холодной воды и снова напиться. Честное слово, даже не хотелось писать такую азбучную статью, но совершенно взрослые дяди и тети являют собой чудеса непредусмотрительности. Например, за минувшие выходные в районе Энхалука своими глазами видела две машины с севшими аккумуляторами и одну почти без масла в моторе.
Зачем это делать

Ну да, на дворе 21-й век, но в полудиких местах это мало что меняет. В деревне даже за 92-м бензином надо ехать десяток-другой километров, а то и полсотни верст. Чтобы не портить себе летний отдых, не терять золотое солнечное время, уделите своей машине время ДО выезда в дальний путь.

Поскольку советам ни один среднестатистический человек с первого раза не внемлет, повторюсь, что надо регулярно смотреть жидкости и важные узлы автомобиля. Поездка в район — отличный повод это сделать. Перед выездом устройте своей ласточке техосмотр, ведь машина побежит не по городу с его рваным режимом типа "старт-стоп" от 0 до 60 км/ч, а по трассе, на хорошей скорости. Автомобиль будет к тому же загружен недельным запасом продуктов, одеждой (с нашими перепадами температуры и особенностями погоды вокруг Байкала или в горах не лишним будет набор от купальника до телогрейки)... И все это для банды друзей-подруг, которые тоже что-то весят. В таких условиях машина будет хорошо "жрать" горючку и масло.

Нагрузка, которая ляжет на плечи машины, близка к максимальной или даже превышает то, на что рассчитывал производитель данного транспортного средства. Поэтому разумно будет проверить все, что можно.

Что надо сделать

Начнем с мотора. Пока вы не завели двигатель, вытяните желтый щуп с надписью engine, оцените уровень. Уровень масла должен быть между отметками Max и Min, желательно поближе к Max. На уровень масла очень сильно влияет уклон поверхности, на которой стоит автомобиль. Если нос машины задран, то уровень будет ниже действительного, если один бок выше, то опять же покажет неправильно.

Пока вы не поехали и шины холодные, проверьте давление в них. Прокатившись по дороге, покрышки начинают нагреваться, воздух в них тоже греется и расширяется. Производители рассчитывают давление на холодную, поэтому после поездки манометр покажет вам 2,5 "очка" вместо 2, которые и должны быть. Изумившись перекачанности колес, вы их сдуете и в итоге окажетесь на полуспущенных. Если есть время, отрегулируйте сход-развал. Потому что в городе незаметен увод машины с прямой или ее неустойчивость на высоких скоростях.

Проверку охлаждающей жидкости тоже нужно делать на ненагретой машине. Антифриз или тосол должен быть не только в радиаторе, но и в расширительном бачке. Там тоже есть отметки, между коими и должен покоиться уровень охлаждайки. Маловато? Допустимо долить дистиллированной или кипяченой воды без примесей.

Поставьте поездившую, нагревшуюся машину на ровную площадку. Не глуша мотор, переведите селектор автомата в нейтраль, затяните ручник, откройте капот. Вытяните щуп с надписью ATF, протрите тряпочкой, засуньте до упора на место, вытащите и посмотрите на уровень жидкости. Он должен находиться между отметками Hot и Cold. Выше — масло будет пениться и препятствовать нормальной работе коробки. Ниже — коробке тоже плохо. Приведите уровень в норму. Если АКПП подтекает, купите баночку масла для нее и возьмите с собой. В деревне вам предложат в лучшем случае какой-нибудь ТАД-17, в худшем — сметану.

Не забудьте и о жидкостях в тормозной системе и гидроусилителе руля. Для них предусмотрены бачки, на которых тоже все написано.

Если у вас полноприводная машина, нужно оценить уровень "жижи" в раздаточной коробке. Там трансмиссионное масло, тоже в случае необходимости возьмите запас. Если коробка механическая, для проверки уровня масла нужно загнать автомобиль на яму и открутить специальную пробочку. Проще заехать на СТО. Там же по отдельной просьбе проверят и натяжение приводных ремней (гидроусилителя, кондиционера, генератора), снимут кожух и посмотрят самый важный ремень — газораспределительного механизма. В случае обрыва ремня кондиционера вы останетесь без прохлады в салоне, ремня гидрача — без усилителя руля, генератора — без электричества, а если оборвется ремень ГРМ — у вас не будет двигателя. Который к тому же надо будет еще и ремонтировать, и, скорее всего, капитально, и это после доставки машины эвакуатором из отпуска. Но у многих автомобилей цепные моторы — у большинства "Ниссанов", у "Тойот" на серии Z, у "Хонд". Цепь считается надежнее, она не лопается, как ремень, но и она не вечна и нуждается в подтяжке и регулировке.

Аккумулятор — вещь, которая будет вам очень нужна в темное время суток, — музыку послушать, фарами посветить, но главное, завести мотор с утра. В продаже я видела отличную штуку для путешественника — тяжелый многофункциональный девайс. За пять тысяч рублей вы получите запасной аккумулятор с проводами для прикуривания, фонарь и компрессор для подкачки колес. И, наконец, если все же батарея села, правильно прикурите машину!

Автомобиль-донор должен быть заглушен. Провода прицепляются на клеммы его аккумулятора, а на заводимой машине плюс присоединяется к плюсу, а минус — на массу (на кузов, двигатель — то есть большое и железное). Саму батарею (это уже из жизни) нужно держать в чистоте, чтобы избежать саморазряда, а рожки выводов чистить от окислов для нормального контакта. Если у вас "умер" новенький аккумулятор, не спешите ругать фирму-производителя. Возможно, это ваш генератор слабоват стал. Проверьте его у автоэлектрика, он должен выдавать напряжение 14,3 вольт, и больше и меньше — плохо для батареи и бортовой сети.

А поскольку на дворе что-то вроде лета вперемешку с осенью, подготовиться к жаре не мешает. Радиатор следует прочистить от пуха и пыли, поменять грязный воздушный фильтр, поглядеть, в каком состоянии свечи (свечи и воздушок входят в пятерку "любимых" причин повышенного расхода горючки).

Что надо собрать

Прежде всего, имейте в виду, что в деревне в магазинах есть далеко не все, к чему привыкли избалованные мега-маркетами горожане. А то, что есть, стоит процентов на 30 дороже, чем в столице. Вещи, которые облегчат вам путешествие, определяются характером и целью самого путешествия. К примеру, если вы катите далеко-далеко по плохой дороге, не помешают две-три запаски, резерв ГСМ. Запасное колесо (колеса) необходимо проверить и подкачать! Убедитесь, что колесные гайки закрутятся на диск, если он отличается от имеющихся на машине, и что баллонный ключ у вас от ваших гаек, если вы не пользовались им прежде. Проверьте и домкрат, легкость его подъема, его ручку — удобство пользования немаловажно. Забросьте в багажник противооткатные упоры и небольшую толстую дощечку: спустит колесо на грунте — домкрат без нее провалится. Кстати, при застревании в песке или грязи домкрат тоже помогает.

Если недалеко, но к водоему — берите не только необходимый минимум, в который входят лопата, топор, рыболовные снасти, купальники, но и средства безопасности — ими могут быть надувные плавательные круги, спасательные жилеты и даже резиновые лодки. Не помешает толстая, но легкая веревка, которую можно бросить тому, кто не по своей воле оказался в воде. (По аналогии, захватите и трос для машины.) Освежите в памяти и методы оказания первой доврачебной помощи, это немало народа спасло. Берите лекарства, средства от поноса, отравления и перевязочные материалы, не забывайте о противозачаточных. Ну а средства от комаров — это вообще обязательный для счастья на природе пункт. Машине от насекомых тоже несладко — лобовое стекло, фары, номер и вся "морда" залепливаются разбившимися трупиками до сплошного слоя. Лобовое стекло отлично очищается не только специальными средствами, довольно дорогими, но и обычным бытовым стеклоочистителем — нужно лишь, намочив им стекло, немного подождать, а затем чуток поработать обычной тряпкой. Дворники от мошек не спасают, равномерно размазывая их по стеклу.

В лесу нужен компас или навигатор, дополненный умением им пользоваться. Продумайте и средства самообороны... Они нужны даже не при встрече с животными, а с аборигенами, которые не всегда рады чужакам.

Кстати, правильно загрузить автомобиль тоже важно. Тяжелые предметы следует располагать пониже, так они будут меньше поднимать центр тяжести. Укладывая багажник, более тяжелое толкайте вглубь багажника, ближе к задней оси машины. Кладите все плотно, подгоняя грузы по размеру и форме. Холодное, мерзлое собирайте вместе, так мороженые куры или мясо дольше не растают, а хрупкое кладите сверху. Не берите в дорогу скоропортящееся типа вареной колбасы или тортов (иначе запаситесь туалетной бумагой). Рыбу хорошо перевозить, переложив ее свежей крапивой.

И вообще главное в поездке — это даже не наличие той или иной полезности. А ее исправность и умение с ней обращаться! Ну и теплая компания так же важна, как и бодрая, ухоженная, надежная машина. Для полного счастья будьте вежливы и не оставляйте после себя мусор. Хорошего вам отдыха.

^