20.10.2010
В следующем году республика снова станет первопроходцем федеральных программ развития образования. Об основных направлениях работы в 2011-м году газете "Номер один" рассказал министр образования и науки Республики Бурятия Алдар Дамдинов.
Снова первопроходцы

В 2010 году республика уже приступила к реализации проекта национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". В рамках нового проекта будет осуществляться переход к новым образовательным стандартам, произойдет изменение инфраструктуры школьной сети, будет проводиться работа по развитию учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.

Бурятия активно включается в обсуждение проекта новой федеральной программы развития образования на 2011—2015 годы. Общая сумма, выделяемая на всю программу, - порядка 60 млрд рублей. По предварительной информации, такие внушительные средства будут распределяться между теми регионами, которые уже опробовали на себе первые реформы образования и получили неплохие результаты. Однако стать пилотным регионом, который начнет внедрять проект "Наша новая школа", и соответственно заручиться финансовой поддержкой центра смогут не все желающие. В этом отношении Бурятия, по словам Алдара Дамдинова, находится "в наиболее перспективном положении".

— Помимо того, что выполнили те обязательства, которые были в рамках проекта модернизации образования, мы еще инициировали ряд интересных проектов. Первый наш проект - это комплексная оценка эффективности образования (КОЭРСО), второй - система рейтингования школ, - поясняет Алдар Дамдинов.

Разработанная министерством система оценки характеризует всю систему образования не только по образовательным положениям, но и по ряду других параметров.

— Это касается здоровья школьников, показателей преступности, благополучия или неблагополучия семьи, оценивается, влияет ли положительно школа на все эти показатели. Если влияет - такая школа должна поддерживаться: значит, здесь работают неравнодушные учителя, которые формируют вокруг себя, вокруг школы соответствующую среду.

Как разъясняет министр образования и науки, в случае, если в школе есть среда, благоприятствующая полноценному развитию школьников, то это влияет даже на уровень жизни населения и в том числе отражается на социально-экономической ситуации.

— В результате у нас должен создаться ситуационный центр, который практически в автоматическом режиме сигнализирует на уровне главы муниципалитета, на уровне республики, где что-то неблагополучно. Возможно, это финансовая проблема, управленческая, материально-техническая и так далее, — говорит Алдар Дамдинов.

Уже разработаны паспорта здоровья, безопасности учреждений, портфолио школьников. Свой паспорт должна иметь и каждая школа республики. В этот документ вносятся все сведения об образовательном учреждении, согласованные с МЧС, Роспотребнадзором, МВД, Антитеррористической комиссией и министерством образования. В 2011-м году такие паспорта будут переводиться в электронный формат.

Рейтинги усовершенствуют

Второй проект, который разработан министерством образования и науки, — это система рейтингования школ. В 2011-м году эта работа будет продолжена. Оцениваться будут все школы республики.

Отношение к данному новшеству неоднозначное. Не все уверены в объективности результатов рейтингования, некоторые не согласны с параметрами, которые предъявляются школам с изначально разными стартовыми позициями. Родители не всегда согласны с тем, что их школа оценена по справедливости. Алдар Дамдинов объясняет: рейтинг создан вовсе не для того, чтобы "заклеймить позором" ту или иную школу.

— Много критиков выступает с вопросами, зачем выставлять параметры всем школам, которые неравнозначны, и так далее. Но наша задача не в том, чтобы сказать: эта хорошая, а это - плохая школа. Оценивая школу по всем параметрам, мы говорим, что в школе, которая находится в нижней части рейтинга, в силу каких-то причин есть проблемы. Для нас это сигнал, что к этой школе нужно проявить особое внимание.

Тем не менее, в 2011-м году планируется стимулировать именно те школы, которые находятся на вершине рейтинга. Однако, как обещают в министерстве образования, параметры рейтингования будут меняться и усовершенствоваться для более объективной оценки работы той или иной школы.

— С одной стороны, мы должны поддерживать талантливых детей, с другой стороны, не должны упустить детей социально неблагополучных, отстающих. Когда мы говорим, что какие-то школы находятся ниже ватерлинии, это не значит, что им не надо помогать, — замечает министр.

К школе подготовят всех детей

Начиная с 1 сентября 2011 года министерство образования берет на себя обязательства по подготовке дошколят. Таким образом, дети, которые не имели возможности посещать детский сад, сравняются с теми, кто уже подготовился к школе в стенах дошкольного учреждения.

— Понятно, что мы не решим проблему дефицита дошкольных учреждений за год. И складывается такая ситуация: из детского сада приходит ребенок с одним уровнем подготовки, а из семьи — с другим. Мы должны адаптировать таких "домашних" детей к школе. Поэтому с 5,5 лет там, где школа организовывает дошкольную подготовку, мы берем на себя оплату этих нормативов, — заявляет Алдар Дамдинов.

Продолжится работа по созданию семейно-воспитательных групп как альтернативы недостающим детским садам. С сентября 2010 г. в Иволгинском районе стартовал эксперимент по созданию сразу 10 семейных групп. Разработан проект закона "Об организации групп семейного воспитания для детей дошкольного возраста". Готовится распоряжение правительства РБ.

Готовить только нужных специалистов

— Это основное направление модернизации профессионального образования республики. Структура подготовки кадров изменена в соответствии с потребностями региональной экономики. Будет и дальше развиваться система непрерывного профессионального образования, формируются образовательные кластеры по приоритетным направлениям развития экономики Бурятии, создаются ресурсные центры (учебные полигоны). Создание и развитие образовательных комплексов на базе довузовского профессионального образования рассчитано до 2015 года, — говорит министр.

Кстати, в скором времени само понятие "начальное профессиональное образование" исчезнет. В 2007—2009 годах в Бурятии уже реорганизовано 24 учебных заведения начального и среднего профессионального образования, в результате произошло сокращение с 36 до 15 учреждений НПО, сокращено более 400 работников. Реорганизованные учебные заведения НПО вошли в состав вновь созданных учреждений СПО, которые имеют статус техникума. Экономический эффект составил 39 млн рублей в 2009 году и 67 млн рублей в 2010 году, которые были направлены в республиканский бюджет.

В 2010—2012 годы произойдет интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования по вертикали, продолжится формирование образовательных кластеров. С 2012 года планируется переход учреждений профобразования в автономные учреждения. На сегодняшний день в статус автономных в республике перешло три учреждения профобразования.

Продолжится работа по созданию Восточно-Сибирского научно-образовательного инновационного комплекса.

— Сейчас мы просчитываем, какие вложения для этого потребуются, каким образом будет работать механизм, - отмечает Алдар Валерьевич.

Подразумевается, что итогом проекта станет активное сотрудничество ученых и промышленников, формирование новой волны предпринимателей, направленных на реализацию высокотехнологичных проектов.

Бюджет

Всего на 2010 год в бюджете на образование заложено 5 млрд 488 млн рублей. При формировании расходов учтено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 6,5% с 1 июня 2011 года. При этом наибольший удельный вес в структуре расходов по отрасли "образование" составляют расходы на общее образование. Также предусмотрены средства на оплату Интернета во всех образовательных учреждениях. С начала следующего года скорость Интернета наконец-то будет повышена с 120 Кбит до 520 Кбит.

Предусмотрены в бюджете следующего года и все выплаты за классное руководство, которые впредь будут выплачиваться в полном объеме и без задержек.

В рамках 350-летия вхождения республики в состав Российского государства будут строиться новые школы, детские сады. Всего будет построено 22 новых объекта образования. Планируется начать строительство учебно-лабораторного корпуса БГУ.

^