17.11.2010
Проблема запуска двигателя возникает не у всех, но у большинства. Даже владельцы новеньких машин мучаются с приходом каких-нибудь —20. Пример — двухлитровый "Фольксваген-Пассат" и его заливаемые свечи (конструктивная особенность). Вообще большинство автомобилей рассчитано их производителями на уверенный запуск, по крайней мере, до —30 С или даже до —35 С. Исключение — это дизели, которым нужно на 5—10 градусов выше. Также улан-удэнские СТОшники называют еще несколько основных причин, и все они связаны с различными неисправностями двигателя и его систем. Есть и еще поводы не заводиться: и неправильные действия водителя, и несвоевременно проведенное техобслуживание (неисправностью это не назвать!).

Урок физики

Инженеры предлагают представить, чем отличаются процессы, происходящие в горячем и очень холодном моторе. Главное отличие в испаряемости топлива. Холодный воздух, поступающий в двигатель, холодные стенки каналов и цилиндров — не самые благоприятные условия для быстрого испарения топлива. Топливо может попадать в холодные цилиндры в виде не испарившихся капель, которые гореть не будут. Необходима смесь топлива с воздухом, а не капли бензина, которые заливают свечу зажигания.

А еще важно, чтобы топлива было подано ровно столько, сколько нужно. Иначе — пропуски воспламенения или вообще его отсутствие. Добавим сюда малую скорость вращения коленчатого вала, который скован загустевшим маслом. И при медленном вращении даже небольшой неплотности цилиндра (те самые неисправности и признаки износа: дефекты клапанов, зазоры поршневых колец) будет достаточно, чтобы камеру сгорания покинула заметная часть воздуха с топливом. И тоже условий для воспламенения не будет.

Другая проблема — холодные стенки цилиндра. Горение топлива — это химическая реакция окисления. Для нее нужна определенная температура, иначе она, начавшись, прекратится. Такое вполне может случиться, если вращение коленвала будет слишком медленным: топливовоздушная смесь в конце сжатия не нагреется должным образом из-за интенсивного охлаждения от стенок, и пламя, распространяясь от свечи зажигания, у стенок погаснет. Значит, энергии, сообщенной коленвалу, не хватит на сжатие и горение смеси в следующем цилиндре.

Но воспламенение — это только начало. Бывает, запустившийся было двигатель замолчит. Это происходит оттого, что продукты сгорания не полностью покинули холодный цилиндр! Поэтому так важна резвость прокрутки коленвала стартером. Для успеха нужны "живые и бодрые" стартер, аккумулятор, проводка (пусковая система). Ну и из вышеописанного: система зажигания, система питания, состояние цилиндропоршневой группы и банальные мелочи типа топливного фильтра. Влияет и качество, и сорт топлива. Более качественный бензин воспламеняется лучше. Топливу следует уделять внимание очень пристальное. Забился топливный фильтр или " баке много воды — и она замерзла где-нибудь в трубопроводе. Такое вполне возможно.

Пусковая система

Вкратце перечислим слабые места этой системы. Главный элемент — стартер. Он может быть изношен, а может быть, дело в его клеммах. Мало кто помнит, но помимо аккумуляторных, иногда окисляются клеммы и на самом стартере, и в хорошую погоду это незаметно.

Немного об аккумуляторе. Он важный, но не главный. И не стоит ставить на малолитражку батарею от танка. Если емкость большая, к примеру, эдак под 70—80 А*ч, то короткие поездки типа "дом-работа-дом" не позволят аккумулятору нормально заряжаться. Месяц в таком состоянии сведет на нет все его преимущества по сравнению с аккумулятором в 40—45 А*ч. Поэтому лучший — тот аккумулятор, который рекомендован инструкцией по эксплуатации автомобиля, не больше. И вообще, емкости АКБ обычно хватает на запуск, даже если она слабая — при условии исправности остальных систем автомобиля.

Система питания

С системой питания связано, наверное, самое большое число неисправностей. Причем у инжекторных и карбюраторных двигателей эти неисправности различны. В системе впрыска подача топлива при холодном пуске задается в основном температурным датчиком: чем ниже температура, тем больше подача. Его неисправность влечет трудность, а чаще всего — полную невозможность запуска на морозе. Ибо при низких температурах дозировать топливо надо не менее точно, чем на рабочих режимах. Чуть больше топлива — и свечи обязательно зальет, а чуть меньше — слишком бедная смесь не воспламенится.

Не все датчики системы на первом этапе пуска влияют на процесс — блок управления пока работает только по сигналу датчиков температуры, частоты вращения, положения коленвала. Но вот исправность форсунок может оказать здесь решающее значение. Грязные форсунки могут давать недостаточно топлива. Еще хуже, если искажен факел распыла. Например, форсунка, вместо того, чтобы распылять топливо, льет его струей. Запуск отменяется: топливо вовремя испариться не успеет и просто-напросто зальет свечу.

Как только двигатель раскрутился, начинают работать и другие датчики. И если с ними не все в порядке, они могут заглушить уже работающий мотор! И повторный запуск окажется под большим вопросом.

Еще на работу системы при низких температурах оказывает влияние и программа, "зашитая" в блоке управления. И она может быть несоответствующей нашим российским морозам. У "японок" такое сплошь и рядом. Владельцы многих "Хонд" уже кивают, а те, кто купил "сингапурца" или тачку для Эмиратов, уже каются. Запускать машину, приехавшую из жарких стран, на сильном морозе будет весьма затруднительно.

Система зажигания

Здесь тоже может быть немало проблем. И главное, пожалуй — свечи. Нагар, подгоревшие электроды, неправильный зазор — и о запуске в мороз можно забыть. Поэтому перед зимой лучше поставить новые свечи, даже если старые с виду еще неплохи. Причем желательно, чтобы свечи для зимы были несколько "горячее" по калильному числу — температура их электродов при работе двигателя будет чуть больше, значит, и нагара на них отложится меньше. Безусловно, для нормального, уверенного пуска важна и правильная установка угла опережения зажигания.

На морозе способна "закапризничать" и катушка зажигания — после того, как из-за перепадов температур ее корпус потеряет герметичность и в него попадет вода. Очевидно, высоковольтные провода и крышка распределителя должны быть чистыми. Но даже если все чисто, повсюду под капотом в мороз нарастает иней. А он тоже вызывает утечки тока и сбои в системе зажигания.

Что еще? Двигатель, точнее, его механическая часть — состояние деталей, сорт применяемого масла, установка фаз газораспределения, конструкция узлов и деталей и многое другое. Факторов, связанных с механической частью и влияющих на пусковые свойства двигателя, предостаточно, но о них мы подробно расскажем в другой раз. Отнеситесь с уважением к своей машине — ведь ради того, чтобы возить вас зимой, она так много преодолевает препятствий. И холодный запуск двигателя — лишь одно из них.

^