23.03.2011
Тема вундеркиндов и просто талантливых детей всегда была незаслуженно приглушенной. Государство годами пытается реформировать систему образования, но в целом. Для всех детей и родителей сразу. Между тем, одаренными детьми, из которых иногда рождаются гении, тоже надо заниматься системно. Их нужно не ждать, но растить. Об этом размышляет в интервью «Номер один» директор лицея-интерната № 61 Владимир Буинов.
Кто попадает под категорию «одаренные дети»?

-- В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности. Такое многообразие отражает сложность одаренности. Общих эталонов и шаблонов не существует. Тем не менее можно сказать, что «одаренные дети» -- это особая группа детей, качественно отличающаяся от своих сверстников. Отличаются они яркими, очевидными, иногда выдающимися результатами в том или ином виде деятельности.  

-- Чем учеба в лицее отличается от обычной средней школы?

-- Лицей № 61 -- единственное в Бурятии учебное заведение для одаренных детей по научному и академическому направлению. Мы работаем в его статусе уже пять лет.

Мы выделяем индивидуальную для каждого ученика образовательную траекторию с углублением в отдельные предметы. Кстати, по такой же схеме строится учеба в Китае уже более 30 лет. Школьник 2--3 месяца может факультативно посещать все предметы, кроме тех, которые ему нужны на олимпиадах или при поступлении в вузы.

Во время изучения «главных предметов» к учащемуся прикрепляется научный консультант из вуза. Но и помимо приглашенных специалистов, в штате школы работают 1 доктор наук, 6 кандидатов наук, 1 заслуженный учитель России, другие достойные педагоги, учителя высшей категории.

Кроме того, дополнительное образование -- факультативы, секции, кружки. Все это встроено в учебный план. Не после или вместо уроков, как это обычно бывает. Научные и творческие занятия также включены в школьное расписание. Это было бы невозможно без существования интерната при лицее.

-- Кстати, наличие интерната при школе с обязательным проживанием рождает много споров. Насколько необходима такая практика?

-- Благодаря обязательному проживанию школьников в интернате появляется возможность удлинять образовательный цикл без ущерба для здоровья детей. В отличие от детей из средних школ, у наших лицеистов учебный день не завершается после привычных пяти-шести уроков.  

-- Правильно ли я понял, что средним школам, в отличие от лицея-интерната № 61, трудно выискивать у себя, и уж тем более развивать одаренных детей?

-- Проблема поиска и пестования одаренных детей -- не только в общеобразовательных школах.

К сожалению, в обществе, как ни странно, часто господствуют антиинтеллектуалистские установки. Товарищей раздражает, что их одноклассник постоянно «выделяется». Учителю трудно приспособиться к индивидуальному темпу ученика, опережающего класс. Во многих случаях и родители одаренного ребенка хотят, чтобы он был «как все нормальные дети». Другие родители, стараясь защитить свой талант от агрессивной среды, держат его дома, лишая элементарного общения. Никто не будет отрицать, что такое бывает.

Очевидно, что для детей, показывающих незаурядные возможности, необходимо создание особой образовательной среды. В нашем случае это лицей № 61.  

-- Как оцениваются успехи ваших одаренных детей, как считается эффективность? Победами на олимпиадах?

-- У нас прошло 12 выпусков -- 368 выпускников. Все до единого впоследствии поступили в российские и зарубежные вузы.

Что касается олимпиад, то удачные выступления на них являются основными параметрами успеха для любой российской школы. У нас пять побед на международных олимпиадах. Первый всероссийский чемпион-предметник -- тоже наш. Победы на всероссийских и зональных олимпиадах приближаются к десяти. Статус школы для одаренных детей мы, в этом смысле, выдерживаем более чем на сто процентов.  

-- В России и в Бурятии занимаются должным образом одаренными детьми на государственном уровне?

-- С одной стороны, работа по Федеральной целевой программе «Дети России», куда входила подпрограмма «Одаренные дети», уже более 3 лет не финансируется центром и дана на откуп в регионы. В отдельных, более богатых регионах (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан) на «одаренку» идут средства.

С другой стороны, в последнее время руководством страны к одаренным детям резко усилилось внимание. В новом центральном федеральном документе «Наша новая школа» тема талантливых, способных, одаренных детей идет второй по очереди и занимает центральное место по объему. Более того, в своем ежегодном Послании Президент России Дмитрий Медведев ясно выразился в подходах к поиску и поддержки одаренных детей.

Лицей № 61, в свою очередь, чувствует поддержку руководства Бурятии и министерства образования. Кроме того, на федеральном уровне мы взаимодействуем с ректором Института проблем образовательной политики «Эврика» Александром Адамским. Возможно, самым влиятельным специалистом образования в России.

-- В последние два месяца появилась информация о возможном расформировании лицея № 61. Делается это якобы из-за возможной передачи здания лицея детскому саду.

-- До меня доходила информация о подобных инициативах. На данном этапе, я считаю, это недоразумением.

Несостоявшиеся одаренные люди -- это беда для России и Бурятии, в частности. Регион остро нуждается в замечательных личностях, в развитии интеллектуального и творческого потенциала. К тому же на фоне федеральных инициатив по одаренным детям разгонять талантливых учащихся по другим школам из единственного в Бурятии учебного заведения подобного статуса, на мой взгляд, противоестественно. К тому же, навсегда потеряем ценные методические наработки и высокопрофессиональный педагогический коллектив.

Мы не склонны драматизировать эти инициативы. Я думаю, вопрос решится мудро и профессионально.  

Артем Самсонов, «Номер один».
^