11.05.2011
Музейный бизнес подсчитывает прибыль
Посещение выставок в Бурятии стало одним из самых популярных видов досуга
18 мая в России празднуется Международный день музеев. Что происходит с музеями Бурятии сейчас? Насколько они популярны? И превратятся ли из центров знаний в развлекательные заведения? \\

Музей-учебник и музей-аттракцион \\

В России до последнего времени действовала традиционная модель музеев, в рамках которой музей существует в координатах «власть -- наука -- школа». Это институт по прививанию научных знаний от имени государства посредством различных школьных технологий: экскурсий, лекций, занятий для детей, кружков. Музей делается от имени власти, и его авторитет зиждется на научном знании.

А если говорить о современном музейном буме на Западе, то ему предшествовала смена парадигмы. Музей теперь -- это общественный аттракцион. Качество музея определяется не размером финансирования, а числом посетителей и ценой за билеты. Музей включен в экономическую реальность. Он теперь мало чему учит, он, в основном, продает зрелище.
Более того, сегодня музеи выходят из своих зданий, перемещаются на кухни, улицы, билборды, в газеты и телевизоры, наконец, в Интернет. В Интернете, где живет современное поколение людей, все более популярными становятся виртуальные музеи, галереи.

Вот почему на Западе и в Европе за последние годы произошел «музейный бум», когда годовая посещаемость Лувра достигла рекордной отметки в 7,3 млн чел. И этот «музейный бум» прошел мимо России. По данным Росстата, посещаемость музеев остается на прежнем уровне.

«Театры нам не конкуренты» \\

В Бурятии музеи не перемещаются на кухни, и картины известных художников не публикуются в СМИ как арт-объекты. Тем не менее посещаемость музеев в нашей республике значительно выросла. Музеи стали одним из самых популярных видов досуга.

«В прошлом году Музей истории Бурятии посетило 67 тыс. человек, -- говорит Татьяна Бороноева, директор Национального музея Бурятии. -- Художественный музей им. Сампилова -- 113 тыс. человек. Это достаточно большой поток. Театры нам просто не конкуренты. Любой, даже самый популярный театр не может собрать такое количество посетителей. Рост посещаемости по объективным цифрам прослеживается за последние три года».

Вместе с переходом на автономный режим, когда музей уже не финансируется из республиканского бюджета, они были вынуждены бороться за посетителя. «Поскольку музей постепенно уходит от государственного бюджетирования, возникают спорные моменты, -- говорит Аюна Дашанимаева, директор Музея истории города Улан-Удэ. -- Здесь важно, чтобы музей не превратился в развлекательный центр. В любом случае он должен сохранять и пополнять фонд, заниматься научно- просветительской работой. Но при этом обязательно должен использовать социальный маркетинг, менеджмент, работа с посетителями. Сейчас музеи находятся в большой конкуренции с множеством других мест досуга».

По словам Аюны Дашанимаевой, музеям надо по-новому взглянуть на организацию пространства, отношение к посетителям, атмосферу внутри коллектива. Сегодняшний посетитель -- это не тот человек, который был 30 лет назад.

Реклама -- двигатель музея \\

Сегодня в работе музеев на первый план выходят маркетинг, PR, реклама. Например, Аюна Дашанимаева, директор Музея истории города, по образованию экономист. Директор Национального музея Татьяна Бороноева, будучи искусствоведом по образованию, хорошо разбирается в PR-технологиях и даже издала книгу «Современный рекламный менеджмент».

«Наряду с научной, фондовой работой музейные сотрудники должны много сил и времени тратить на обучение, -- говорит Аюна Дашанимаева. -- Если у музея нет возможности обучать, то обучаться самим маркетингу, менеджменту. Сегодня музейный сотрудник должен быть 3 в 1. Помимо этого, музей должен сотрудничать с внешним миром, активно общаться с различными социальными группами, общественными организациями и т.д».

Так, в Музее города сейчас работает мастерская творчества, где разные творческие люди проводят мастер-классы по лепке из глины, бисероплетению, изобразительному искусству, искусству фотографии и т.д. Открылось выставочное пространство для молодых авторов. Экскурсии для детей проводятся в формате игр.

«Музей города -- это не только история города, это и история современных жителей, -- говорит Аюна Дашанимаева. -- Горожане должны понимать, что в музее происходят интересные события, которые полезны для них. Но тут не хватает их инициативы. Сознание людей должно меняться».

«Мы должны привозить разные выставки, делать программы, новые мероприятия, -- говорит Татьяна Бороноева. -- Люди приходят, когда есть реклама, информационное освещение. Будущее Национального музея мы связываем со строительством нового здания, которое будет осуществляться с учетом всех новых веяний времени».

Конечно, тот факт, что музеи в Бурятии стали посещать чаще, еще не снимает множества проблем, которые все же существуют в этой сфере: все так же низка заработная плата сотрудников, отсутствуют новые технологий, узкие специалисты (например, реставраторы) и т.д.

Руководство музеев считает, что научная миссия музеев будет присутствовать всегда. Но с учетом развития маркетинговой составляющей. Как долго это продолжится, однако, неизвестно. Ведь люди меняются, а, следовательно, будут меняться и музеи.

Екатерина Хыртыгеева, «Номер один».
^