28.03.2013
В Международный день кукольника театр «Ульгэр» раскрыл секреты создания спектакля и главных героев – кукол. Журналисту «Номер один» в день открытых дверей удалось не только увидеть все закулисные цеха театра, но и примерить роль настоящего кукольника.
В Международный день кукольника театр «Ульгэр» раскрыл секреты создания спектакля и главных героев – кукол. Журналисту «Номер один» в день открытых дверей удалось не только увидеть все закулисные цеха театра, но и примерить роль настоящего кукольника.

Как рождается кукла

Идея отмечать свой профессиональный праздник пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана в 2000 году. День кукольника посвящен людям, создающим тряпичные куклы, которые заставляют ребенка улыбаться, что само по себе бесценно. Историки считают, что первые куклы смастерили примерно 35 тысяч лет назад, материалом служила мамонтовая кость.  Теперь же легче перечислить то, из чего куклы не делают. В ход идут глина, дерево, пластик, поролон, ткани, а иногда и сами пальцы актера.
У дверей театра кукол «Ульгэр» гостей встречает Пашенька – забавная героиня из сказки «Ленивица и рукоделица». Если обычно она говорит голосом Аллы Натансон, то сегодня кукла оживает в руках Арсалана Бидагарова.

- Добро пожаловать! Пойдемте, я покажу наш дом! – от искренней улыбки Пашеньки губы растягиваются у всех экскурсантов.  Спустившись по лестнице в подвал, мы оказались в святая святых театра – в бутафорском цехе. Именно здесь происходит таинство рождения и «оживления» куклы.

- Сначала к работе приступают режиссер и художник, которые придумывают героев. Затем художник делает эскизы и передает их в бутафорский цех. Здесь из глины лепятся части тела куклы, которые отливаются в гипсе. После этого в гипсе создаются пять слоев папье-маше, из которых и получается голова и туловище будущего героя сказки,  – рассказывает заведующая цехом Санаида Тогмитова.

Эти заготовки отправляются в цех к художнику-конструктору Вячеславу Комарову, которого сами кукольники ласково называют Папа Карло. Рабочий стол мастера завален различными инструментами, среди них шило, долото, электродрель и клей. Но главное при создании куклы -- это руки: не случайно Вячеслав Комаров – единственный мастер по изготовлению и «оживлению» кукол в республике. В «Ульгэре» Вячеслав Харитонович трудится уже четверть века.      

Затем голого героя сказки одевают в пошивочном цехе, где театральные кутюрье Лидия Суворова и Любовь Ботоева наряжают куклу. Для полного «оживления» марионетки осталось прикрепить нити и дать имя. Исумбоси – долгожданный ребенок, который был ростом всего лишь с палец взрослого человека.

Среди множества кукол, которые ждут своего часа, есть на складе и те, кто уже не выйдет на сцену. Именно для них нужен отдельный музей, считают сами кукольники.

- Половина кукол уже не участвует в спектаклях, но мы храним их для будущего музея. Ребятишки должны видеть, как начинался наш театр, – говорит заведующая художественно-постановочной частью Анна Ильина.

Зарядка для кукольника

В работе кукольника много слагаемых успеха – актерский талант, владение куклой и… хорошая физическая подготовка.

- Работать с вытянутой рукой весь спектакль – не так просто. Я в жизни правша, но могу и на левой руке держать куклу. Для хорошей формы нужно делать специальную гимнастику. А есть спектакли, где 40 минут проводишь на коленках. А когда кукла планшетная, ее нужно играть вдвоем или втроем. Тут нужно двигаться как единое целое, – говорит актер Арсалан Бидагаров.

Если киноактер работает лицом, то главное орудие кукольника – его пальцы.

- Руки должны быть выразительными! Нас учили в совершенстве владеть пальцами, например, двигать каждой фалангой по отдельности. Ведь основы кукольного мастерства – это куклы из одних пальцев, – говорит кукольник с 20-летним стажем Эржена Будажанаева. -- Настоящий кукольник может «оживить» любой предмет и сделать его героем спектакля. Это называется работа с фактурой. Например, простой граненый стакан – это он, а она -- фужер на тонкой ножке, и вот между ними возникает чувство. Здесь и вино переливается из него в нее, а в конце фужер падает и разбивается. Настоящая драма!  Можно сказать, театр кукол дает безграничные возможности.

Актеры кукол – это артисты, которые выходят на сцену, но остаются в тени. Но есть в «Ульгэре» артисты, которые снимаются в художественных фильмах.  Так, Даша Рабданова можно увидеть в роли одного из учеников английского кукольника в фильме «+1», который сняла режиссер нашумевшего «Питер FM». А Жаргал Лодоев, который получил с театром в 2004 году «Золотую маску», до сих пор находится на съемках фильма «Белый ягель». Здесь режиссером стал оскароносный Владимир Меньшов.

О планах же самого театра рассказал его художественный руководитель Эрдэни Жалцанов.  

- У нас большие планы. Сейчас приступаю к созданию спектакля по мотивам пьесы Антона Чехова «Ванька». Я с большой опаской отношусь к классической драматургии, но кукла должна жить полноценно и работать в разных жанрах. Также, страшно сказать, возьмемся за постановку «Божественной комедии» Данте Алигьери.   Кроме этого хочу реализовать большой необычный проект -- театр темноты «Про зрение».
В специальном помещении мы воплотим идею спектакля в абсолютной темноте. Зрители будут опускаться в темноту веков к нашим предкам – древним монголам и хунну. И мы будем стараться сделать каждый проект большим событием, ведь спектакль должен быть интересным на долгие годы, – говорит худрук «Ульгэра».

Лев Хандажапов, «Номер один».
^