25.05.2005
В последнее время детские психологи и педагоги обнаружили характерный признак подрастающего поколения. Практически доказанным является факт того, что рожденные в годы реформ дети в большинстве своем будут весьма эгоистичны и им будет невероятно трудно находить друг с другом контакт.

С наступлением теплых дней во дворах наконец появились шумные стайки детворы, оторвавшейся по собственному или родительскому желанию от любимых телевизоров и компьютеров. И любому прохожему заметно, что современным детям совершенно нечем заняться. Дело даже не в отсутствии игровых площадок — там, где они есть, попрежнему возятся только самые маленькие. Чуть подросшая ребятня слоняется без дела, разве только мальчишки традиционно гоняют футбольный мяч. Девочки же "гуляют" пассивно, толпясь на крылечках подъездов.

А ведь сравнительно недавно, еще каких-нибудь десять-пятнадцать лет назад такого не было. "Казаки-разбойники", "чижик", "банкир", салочки, прятки — обычные и "московские", "12 палочек", "Кольцо-мальцо", "Третий лишний" — это лишь малая толика забав, любимых ребятишками. А еще и со скакалкой прыгали, и "в резиночку", причем со сложной системой "конов", "маток" и "выручалок". Но в какой-то момент эти игры стерлись из коллективного детского сознания, и никто не может толком понять почему.

И это на самом деле весьма тревожный симптом. Подвижные коллективные игры, по мнению психологов, выполняют множество значимых функций. Кроме активного отдыха, это еще и предварительная тренировка перед серьезными делами в будущей жизни, навык общения, преодоление препятствий. Т.е. коллективные игры — это одно из важнейших средств социализации человека.

По рассказам многих родителей нынешних 10—11-летних школьников, для их детей рассказ об игре "казаки-разбойники" почти откровение. А много ли дворов насчитается, где зимой строят крепость и устраивают ее взятие? В лучшем случае сходят раз в два года посмотреть, как это делают "романовцы" на льду Уды. Больше повезло детям, которые летом отдыхают в лагерях с хорошо подготовленными вожатыми. Там их хоть немного научат играть в лапту и жмурки. Однако не стоит полагать, что по возвращении в город эти дети привнесут новинки в общество своих дворовых друзей. Скорее всего, подростки просто постесняются сделать это.

Конечно, во многом верно мнение о том, что современных детей телевизоры и компьютеры привлекают больше. Однако к этому добавляются и общие социально-экономические условия, в которых родители гораздо меньше уделяют внимание детям. На первом месте зачастую заботы о том, чтобы дети были накормлены, обуты-одеты. Плюс развал детских организаций, где раньше занималось большое количество детей. Плюс относительная немногочисленность нынешних подростков.

— Раньше для детей проводились различные мероприятия в кружках, секциях, — говорит Вера Орлова, психолог школы N33, — детьми занимались и тогда, когда они выходили на улицу. По месту жительства работали детские и подростковые клубы. Была целая система, которая в настоящий момент разрушена.

И, как следствие, время 90-х годов выпало из воспитательного процесса, а оставшиеся без надзора дети лишились возможности перенять игровой опыт. Еще одна причина — все возрастающая образовательная нагрузка. Сегодняшним школьникам приходится довольно сложно. Уже с 6—7 класса им приходится усиленно заниматься учебой, в старших классах появляются курсы, репетиторы. Все это начинается как раз тогда, когда заканчивается подростковый период.

— Игры уже закончились, — объясняет Вера Вениаминовна, — а взрослыми они еще не стали. Получается так, что момент взросления затягивается: с одной стороны, современные дети чересчур образованные, они много знают и несут большую ответственность за свои знания; с другой стороны, они не успели пережить эмоционально период расставания с подростковым периодом. А это достаточно трудно, ведь мало знать — важно пережить этот период эмоционально.

В итоге, современные дети и подростки коренным образом отличаются от сверстников десятилетней давности. Они гораздо больше знают, но не получили необходимых навыков общения, они на "ты" с любой техникой, но им гораздо труднее налаживать контакт со своими сверстниками. И через два-три десятилетия именно они образуют общество людей, не умеющих общаться друг с другом.

^