06.07.2005
Тетрадки-ручки-портфели..... Многие родители наивно полагают, что летняя подготовка к первому классу может ограничиваться тратой энной суммы денег на необходимые принадлежности. Мол, читать-считать умеет, а остальное купим. Между тем, за оставшиеся до волнительного первого сентября дни можно — и нужно! — успеть сделать для ребенка очень многое. И для этого "многого", считает психолог 2-й детской поликлиники Cофья Санжиева, деньги совсем не нужны.

Даю установку на успех

"Во-о-он, видишь сынок, страшного немытого дядьку, — указательной палец немолодой уже мамы направлен в сторону ближайших кустов, где в позе эмбриона мирно дремлет отталкивающей наружности мужик. — Это бомж. У него нет дома, нет работы, нет денег. Потому что он с детства пил водку, курил и учиться не хотел. А если б учился — стал бы таким, как дядя Саша с третьего этажа. А ты кем хочешь быть, когда вырастешь: бомжом или таким, как дядя Саша?" Мальчишка, не долго думая, выбрал последний вариант.

Как показывает практика, подобные установки на учебу неплохо срабатывают. Психолог Софья Жамьяновна рассказывает, что однажды ей довелось воспользоваться тем же методом сравнительного анализа внешнего вида и жизненного уровня бомжа и успешного человека. Ранним утром она привела будущую первоклассницу на Центральный колхозный рынок. Увиденное поразило девчушку до глубины души. Она твердо поклялась, что "никогда не будет так выглядеть и пахнуть". И самостоятельно сделала единственно правильный вывод: учиться, учиться, и еще раз учиться! Нынешней весной девочка закончила третий класс на " 4" и "5". И, главное, учится она с удовольствием.

По словам психолога, родители, настроенные отдавать своих детей только в престижные школы Улан-Удэ, задолго до 1 класса внушают им, что хорошая одежда и автомобили, возможность путешествовать по миру и прочее, и прочее — это результат упорного труда и хорошей учебы. Здесь, однако, важно не перегнуть палку, не зациклиться на материальной стороне. Ведь учатся-то люди не только для того, чтобы через пару десятков лет купаться в богатстве и роскоши! Лето — трудное время для будущего первоклассника //гл

— Как правило, первоклассники с радостью и нетерпением ждут 1 сентября, — говорит Софья Санжиева. — Родители должны поддерживать, "подогревать" это ощущение. Ведь первый день в школе — это действительно праздник.

Самое главное, чтобы ребенок хотел учиться, это желание поможет первокласснику быстро и безболезненно усвоить новые требования. Готовность к учению, безусловно, нуждается в родительской поддержке. И родителям, чьи дети меньше чем через два месяца впервые сядут за парту, важно знать: летний период, этот промежуток между дошкольной и школьной жизнью наполняет ребенка состоянием неопределенности и ожидания. Дети реагируют на это состояние нарушением биологического и психологического равновесия, снижением устойчивости к стрессам, напряженностью, тревожностью. Ребенку трудно. Чтобы смягчить душевную сумятицу ребенка, возьмите его с собой в школу, когда пойдете записываться в первый класс. Если вы уже записаны, сходите в школу просто так, можно несколько раз. И первого сентября новый "дом" не будет казаться ему таким пугающе чужим. В магазины за покупками школьных принадлежностей тоже ходите вместе: мерьте форму, выбирайте портфель, пенал.

Приучите ребенка трудиться

— Многие родители даже в летний период продолжают готовить ребенка к школе, нанимая репетиторов, и проходят с ним часть программы первого класса. Мы, психологи, полагаем, что в первую очередь должна иметь место нравственная и психологическая готовность детей к школьному обучению. Каждый взрослый знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать организованностью и ответственностью. Эти качества можно воспитать, возложив на детей посильные постоянные обязанности, которые учат его преодолевать неизбежные трудности. Ребенок становится самостоятельным, усваивает полезные практические навыки, приучается видеть свое участие в общем деле. Эти качества очень пригодятся в школе.

— Софья Жамьяновна, а какие "постоянные обязанности" для 6—7 летнего ребенка можно считать посильными?

— Ребенку по силам поливать комнатные растения, подметать на кухне пол, делать уборку в своем игровом уголке, стирать свои носочки, нарезать вареные овощи, помогать на даче, и так далее.

— А если ребенок категорически отказывается трудиться? Наверняка в таких случаях родители шантажируют его: " А-а-а, ты у нас, оказывается, совсем не взрослый ребенок, отдадим-ка мы тебя лучше в ясли":

— Подобный "шантаж" — большая ошибка. Ведь ребенок действительно может поверить в то, что он еще малыш. А раз так, то он должен все время играть, а не работать. Поэтому родителям необходимо терпеливо и спокойно рассказывать детям о необходимости его труда. Ответственное выполнение трудовых обязанностей постепенно входит в привычку и в значительной степени определяет готовность ребенка к школе. Здесь тоже важно не переборщить: степень ответственности нужно соотносить с возрастом ребенка. Приведу один пример. Ко мне на прием пришел папа. Он жаловался на безответственность дочери, которая "забыла в автобусе младшего братишку". Выяснилось, что дочке всего-навсего 7 лет. В этом возрасте дети еще не способны к такой серьезной ответственности.

Очень важно подготовить ребенка к жизни в новом коллективе, научить его быть доброжелательным. Для этого попросите его помочь младшей сестренке убрать игрушки, предложите сделать своими руками открытку бабушке, к которой он скоро пойдет в гости, посоветуйте убавить звук телевизора: папа ведь устал, он пришел с работы! Ситуаций, воспитывающих названные выше качества, может быть великое множество.

Школа — непрерывный процесс общения. Учите ребенка слушать других, считаться с чужим мнением и доказывать свое без перехода на личность ("ты плохой"). Научить подчиняться и лидировать можно, проигрывая сценки из жизни школы. Поиграйте в школьную столовую, в урок. Ребенок, к примеру, узнает, что если он хочет ответить на вопрос учителя, то следует поднять руку.

— Этим вопросом задаются родители многих первоклашек: нужно ли учить ребенка писать письменными буквами? Может, пока до 1-го сентября еще есть время, приступить к их освоению?

— Не стоит. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, нанизывает пуговицы на нитку, пишет палочки, кружочки: А учить "буквы разные писать тонким перышком в тетрадь" — это удел школы. В школьном марафоне длиною 9—11 лет родители должны не учить, а помогать своим детям, поддерживать и стимулировать их.

^