17.06.2015
С каждым годом борьба за парту становится все более изощренной
Школьные будни вроде бы только-только закончились, начались долгожданные каникулы. Но именно лето – самая горячая пора для тех родителей, кто 1 сентября поведет свое чадо в первый класс. 

Рейтингования больше не будет

Все мы помним тот ажиотаж, который вызвал обнародованный пару лет назад рейтинг школ Бурятии. Впрочем, на вершине рейтинга оказались те, кто и должны были быть. Это  школы, которые постоянно показывают хорошие результаты ЕГЭ, могут похвастаться золотыми стобалльниками и так далее. Но были и неожиданные моменты. Когда вроде бы престижные школы почему-то оказались на много ступеней ниже тех школ, которые в городе «не гремят». Много было споров и разных толков о том, объективен рейтинг или нет. Нужно обнародовать такой список или это, скорее, внутренняя информация для самих работников и руководителей школ. Однако вот уже два года как на городских и республиканских официальных сайтах нет никаких данных о рейтинговании школ. 

Как нам пояснили в комитете по образованию Улан-Удэ, рейтингование школ проводилось в рамках эксперимента, который «успешно завершен и пока о его возрождении речи не идет». 

- Рейтингование школ проводилось в рамках модернизации школ, которое длилось в течение трех лет. Специальная единая электронная система, охватывала все регионы, в том числе Бурятию. Но проект завершен. В 2014-2015 году такой работы больше не проводится, - разъясняет начальник отдела общего образования Дулма Балдарова. 

Но говорить о том, что родители растеряны и без официальных рейтингов не могут сориентироваться, какая из улан-удэнских школ лучшая, конечно, не приходится. Из года в год ряд городских школ родители осаждают с особым энтузиазмом. Это школы и гимназии № 49, 33, 14, 59, 3, 29, 32, 35. Проблема в том, что с каждым годом количество первоклассников только увеличивается из-за всплеска рождаемости, и места в школах, особенно лучших, становятся на вес золота. Но по закону брать на заветные места в гимназии в первую очередь должны тех, кто проживает в микрорайоне, прикрепленном к школе. Остальных можно принять в первый класс только при наличии оставшихся мест. Но таковых, к сожалению, как правило, никогда не бывает. Поэтому каждый по-своему пытается выбить себе место под солнцем. 

Следствие ведут… учителя

Так, по словам Дулмы Балдаровой, участились случаи, когда родители пытаются незаконным путем попасть в престижную школу. Самые распространенные методы – фиктивная прописка или аренда жилья, находящегося возле учебного заведения. 

- В таких случаях мы рекомендуем школам обращаться в полицию. Потому что уже не раз сталкивались с такими примерами, когда люди за деньги прописываются в квартире, в которой никогда не проживали и проживать не собираются, - говорит Дулма Галсановна. 

Однако, как уверяют в комитете по образованию, таких мошенников зможно вычислить. И были примеры, когда предприимчивых родителей уличали в афере и отказывались принимать, несмотря на все, казалось бы, необходимые для зачисления в первый класс документы. 

- Например, был случай, когда родители принесли документы о регистрации по определенному адресу. Но в школе было известно, что по такому адресу проживают одинокие бабушка и дедушка. У которых нет ни детей, ни внуков. Привлекли полицию, стали выяснять. Оказалось, прописку сделали за деньги. Специально, чтобы отдать ребенка в ту школу, которую задумали. Когда обман раскрылся, родители больше не претендовали на эту школу, - рассказывает Дулма Балдарова. 

Аналогичные аферы были замечены в домах, относящихся к гимназиям №14, 33 и ряду других «рейтинговых» учебных заведений. Еще одна лазейка – предоставление в качестве доказательства своего местожительства договора об аренде жилья, если ребенок и его родители снимают квартиру в доме, который числится за той или иной школой. Но и тут у родителей возникают сложности. Арендодатели не хотят заключать фиктивные, но официально оформленные договоры, так как это им грозит в последующем начислением налогов и другими проблемами. К тому же, по словам Дулмы Балдаровой, все эти уже «прозрачные схемы» не работают, так как каждая школа контролирует свой микрорайон и своих жителей. 

- Школа всегда знает своих детей. Два раза в год осуществляются подворовые обходы. Учителя проверяют и четко  докладывают, что у них в микрорайоне, за которым закреплена школа, проживает, допустим, 120 будущих первоклассников. Всех их знают заранее. Бывает,  кто-то из ребят переезжает на другой адрес, кого-то родители решают еще оставить на годик посидеть дома. Но общая картина ясна всегда, - разъясняет Дулма Галсановна. 

Набор регламентируют 

Но, кроме выше озвученных способов, как все мы знаем, существуют и другие. О которых чиновники говорить не любят. Речь идет о тех случаях, когда свободные места в элитных школах каким-то образом все же находятся для определенного круга лиц. И ни для кого не секрет, что тут особую роль играют «связи» и размеры «вознаграждения». 

Депутаты Народного Хурала решили исправить ситуацию с помощью нового закона. 
В Народный Хурал внесен законопроект, который регламентирует процедуру отбора детей в школы и классы с углубленным изучением предметов. 

Как сообщает пресс-служба Народного Хурала, с принятием нового закона отбор учащихся будет происходить в строго установленном порядке. Нововведение коснется и набора в профильные 10,11 классы. 

- По сути, в так называемых «элитных» школах – лицеях или гимназиях – учеников всегда отбирали, но не всегда отбор был объективен и прозрачен, - поясняет председатель комитета Народного Хурала по социальной политике Александр Стопичев. - У многих родителей возникали вопросы и непонимание. Нашим законопроектом мы снимаем все противоречия, процедура отбора становится прозрачной и понятной. В законопроекте мы попытались более полно прописать основания и порядок отбора, сроки и условия приема. Я надеюсь, что введенные правила снимут коррупциогенный фактор. Отмечу, что подобные нормативно-правовые акты действуют во всех субъектах России, а в двух субъектах - Воронежской области и Хабаровском крае - приняты законы. 
Согласно законопроекту, набирать детей в классы и школы с углубленным изучением предметов будут после комплектации классов детьми, которые территориально закреплены за школой. Приоритетом пользуются те, кто имеет право на первоочередное предоставление мест. 

Индивидуальный отбор в 5, 6, 7 классы будет проводиться по результатам промежуточной аттестации и тестирования по соответствующим учебным предметам, а при отборе на профильное обучение в 10, 11 классах - результаты ГИА и тестирования по профильным предметам. Тестировать ребят будет сама образовательная организация. Для этой цели создаются комиссии, в том числе и апелляционная комиссия. В их состав должны войти учителя, представители учредителя и органов государственно-общественного управления школы. Объявление о начале приема образовательные организации обязаны разместить на своем официальном сайте. После этого родителям или законным представителям ребенка необходимо подать заявление. Это также сможет сделать и сам ученик, если он достиг совершеннолетия. По результатам индивидуального отбора составляется рейтинг, в котором учитываются итоги промежуточной аттестации, ГИА, тестирования, а также при необходимости учебные достижения. Решение о приеме размещается на официальном сайте образовательной организации в Интернете до 15 июля текущего года. 

На очередной 12-й сессии проект закона будет рассмотрен в первом чтении. Если законопроект все-таки будет принят, то начнет он работать только со следующего года. 

Однако нужно отметить, что первоклашек нововведение никаким образом не коснется. Потому что по закону экзаменовать малышей нельзя. Поэтому порядок распределения детей в первые классы останется прежним. 
 
Василиса Шишкина, «Номер один».

^