24.06.2015
В Художественном музее действует выставка, посвященная русскому искусству XVIII-XX веков
 Несмотря на то что это главная экспозиция и достояние музея, не все знают о том, что в нашем городе можно увидеть подлинники таких великих художников, как Иван Айвазовский, Архип Куинджи, Иван Шишкин и других. 

Между тем выставка покоряет своей красотой. Бывают произведения, от которых невозможно оторвать глаз. И трудно понять, что именно в картине приковывает взгляд – реалистичность ли изображенных персонажей, глаза, кажущиеся живыми, смесь разных эмоций на лице. В этом, наверное, и состоит чудо настоящего произведения искусства – подарить человеку ощущение, которое трудно выразить словами.

Многие любят картины Айвазовского. Наверное, потому что многие любят море. Вечно меняющееся, то спокойное, то взволнованное, его изменчивый цвет, необузданная стихия — все является главной темой в творчестве художника.
Архип Куинджи – еще один художник, любимый многими. В его творчестве также главными темами были море, закаты, корабли и облака.

Также на выставке представлена известная картина Отто Моллера «Поцелуй». Имя этого художника известно в настоящее время лишь узкому кругу живописцев. Однако одно произведение мастера снискало особую популярность у широкой публики. В наше время эту картину художника знают многие, возможно, не представляя, кто ее автор. За эту картину Моллер получил звание академика.

Сюжет картины «Поцелуй», на первый взгляд, прост. Однако художник смог так живо передать все эмоции персонажей: здесь и смущение, и страх на лице девушки, и удивление молодого человека.
На экспозиции представлен и портрет Ермака – сибирская работа неизвестного художника начала XIX века. Портрет написан в стиле парсуны XVII века, с характерным каноном изображения. Несмотря на то что в начале XVII в. искусство начинает освобождаться от влияния церкви, все же во многих произведениях художников оно еще ощущается.

В XVIII веке с воцарением на русском престоле Петра I, царя-реформатора, коренным образом меняется культурная жизнь страны. Искусство приобретает светский характер, его рамки существенно расширяются. Ведущую роль начинает играть портрет. Великие художники-портретисты XVIII века отстаивали в своих картинах сущность человеческой личности, душевные качества человека, а не его место в социальной иерархии.

Кроме того, именно Петром I была задумана идея создания в России высшего учебного заведения – Академии художеств, которую он, к сожалению, не успел осуществить. И только в 1757 г. Екатериной II был подписан Указ о создании «Академии трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры). Академия стала основным проводником в области искусства и долгое время оказывала решающее воздействие на всю художественную жизнь страны. Художники, обучавшиеся в академии, работали в основном в рамках исторического жанра, создавая картины на сюжеты из библейской и античной мифологий. Современная действительность признавалась недостойной внимания художника, в то время как страна была раздираема острыми социальными противоречиями.

Начиная с 40-х гг. XIX в. в академии нарастает протест против рутины, вылившийся в 1863 г. в бунт. 9 ноября 14 художников вышли из состава Академии, образовав артель вольных художников, впоследствии ставших художниками–передвижниками. Главной целью их творчества стало стремление правдиво рассказать о суровой жизни народа, раскрыть теневые ее стороны, выявляя кричащие противоречия, что невозможно было сделать в рамках академической живописи.

Таким образом, на рубеже 60-х гг. искусство стало носить по преимуществу критический, обличительный характер. Основной темой искусства стала жизнь простого человека. В рамках этого направления работали: В. Перов, К. Лебедев, К. Трутовский, П. Ковалевский.

Начало XX века отмечено творчеством А. Архипова, Н. Фешина, Н. Крылова, Н. Рериха и других выдающихся мастеров своего времени.

Каждый из представленных в экспозиции художников сумел своеобразно и ярко отразить стороны общественного бытия. Сегодня их картины не утратили притягательной силы, секрет которой -- в богатстве содержания, мастерстве и неповторимой творческой индивидуальности художников.

Соня Матвеева, «Номер один».
^