22.07.2015
Бурятия хранит в себе немало секретов с историей в несколько тысяч лет.

О том, какие сокровища находят в республике, что можно разглядеть на колечке гуннской красавицы и сталкивались ли наши археологи с древними проклятиями - в материале «Номер один».

О мамонтах и первых кладах

Вы входите в зал и ощущаете дыхание ушедших эпох. Раз - и можно почувствовать присутствие девушки, жившей пару тысячелетий назад, чья сережка покоится на полке. Еще пару шагов, и перед вами меч бесстрашного воина, возраст которого, конечно, тоже не позволил ему постоять здесь с современными улан-удэнцами. В Национальном музее истории Бурятии открылась выставка, вобравшая в себя самые интересные и ценные археологические находки республики.

Как говорит куратор выставки «Археологические памятники Бурятии», археолог и ответственный хранитель Национального музея Лариса Ярославцева, на этой выставке было задумано представить все богатство археологического наследия, все виды археологических памятников. Это поселения, могильники, клады и случайные единичные находки... Итак, поехали. Поскольку экспонаты были расположены в хронологическом порядке, наше путешествие началось с древнекаменного века.

Одними из первых пред моим взором предстали череп носорога и фрагмент челюсти мамонта, что были, как известно, основными объектами охоты древнего человека в палеолите. Только представьте, что все эти древние животные обитали в Иволгинском районе около 35 тысяч лет назад...

Но пройдем вместе с нашим экскурсоводом немного дальше. Перепрыгивая через несколько экспонатов, увидим орудия, которые донесли до нас земли Хоринского и Заиграевского районов. После - уже неолит, где памятники становятся более разнообразными. К поселениям и стоянкам добавляются могильники. На скалах появляются рисунки.

- Но, что самое интересное, появляется керамика и красивые шлифованные изделия. Они были из камня, для нашей же выставки мы отобрали изделия из нефрита: изумительной работы тесло из нефрита, небольшой ножичек, нефритовое копье…- говорит куратор выставки.

Завершает каменный век погребения Глазковской культуры, которые находятся в дельте Селенги. Это Фофановский могильник. В это время на изделиях появляются орнаменты. Это говорит о том, что люди начинали относиться к предметам не просто как к функциональным, а с чувством прекрасного. Орнамент передавался из поколения в поколения и наносился как на кости, так и на керамике.

Тем временем мы приблизились к наиболее загадочной находке. Конечно же, речь идет о кладе. Хотя многие думают, что клады приходят к нам их средневековья, их закапывали и ранее, начиная с Бронзового века. Люди могли собирать различные предметы, которые уже отслужили свое.

- Вот этот клад из бронзы. Мы предполагаем, что литейщик собрал все эти предметы, дабы потом сделать из них новое изделие. Цветной металл всегда ценился, - рассказывает экскурсовод о кладе родом из позднего бронзового века (VII-V в. до н.э.), найденном на территории Закаменского района в 1958 году простыми рабочими, строившими дорогу.

Знаменитые Хунну

Между тем, в нашем путешествии во времени мы приблизились к богатейшей и очень яркой культуре рода Хунну (III в. до н.э. - I в.н.э.), о котором сегодня так много споров.

- Гунны - всемирно известные племена, которые смогли освоить огромную территорию от Желтого моря до Европы, территория их постоянно менялась. Но классические хунну, или азиатские гунны, принадлежат нам. Они оставили могильники, поселения, наскальные рисунки того времени, - напомнила Лариса Ярославцева.

Любопытно, что по письменным источникам было известно, что гунны были скотоводами и воинами. Однако открытые поселения показали, что занятия их были намного разнообразнее. Они изготавливали керамику на гончарном круге, о чем свидетельствуют красивейшие амфоры и не только, занимались металлургическим производством, ткачеством. А вот и предметы более увлекательных занятий: гадательные лопатки из кости овцы и игральные кости.

- Лариса Геннадьевна, а в проклятия, как с гробницами фараонов, наши археологи не верят?

- Не слышала, чтобы сталкивались,- загадочно с прищуром отмечает наш экскурсовод и переводит тему…

Отметим, что выставку предметов, принадлежащих фонду Национального музея, дополняют экспонаты Кяхтинского краеведческого музея. В их числе находки 1900-1901 годов в местности Дырестуйского могильника, где также располагалось и городище эпохи Хунну.

- Посмотрите и на эти ажурные круглые кольца. Здесь стилизация тех образов, которые были ранее, в бронзовом веке. На первый взгляд, здесь обычные ажурные вырезы, но присмотритесь - тоже контуры каких-то животных. Не искусство ли? – отмечает спецалист.

Завершают тему Хунну уникальные бронзовые чаши из Иволгинского городища: какие-то в виде обломков, какие-то - целые и невредимые. А также украшения - бусы из сердолика, яшмы, янтаря, кораллов и стекла.

Удивительно, но сегодня археологи видят в древних традициях, существовавших тысячелетия назад , своеобразные прообразы традиций современных мастериц.

- Возможно, традиции современности уходят корнями в тысячелетия. Документально проследить невозможно, но мы это видим. Предлагаем посмотреть и гостям выставки, - говорит Лариса Ярославцева.

Археолог музея истории Бурятии еще долго и увлекательно рассказывала об удивительных находках. Впрочем, думается, обо всех остальных вам лучше послушать самим и увидеть их собственными глазами. Все-таки на выставке их представлено более трехсот.

За кадром

Когда наша экскурсия подошла к концу, не могла не задать вопрос, какие экспонаты куратору тут дороже всех. Сперва Лариса Геннадьевна подчеркнула, что каждый экспонат историку ценен, каждый - сокровище и речь о ценности металла здесь не идет. Однако потом поведала, на что особо стоит обратить внимание.

- У каждой культуры есть предметы очень редкие. Если керамика, например - массовое явление, ее находят больше, то некоторые предметы находят в единичном экземпляре. Например, вот эта пластина, подвески, эти чаши, меч бронзовые (культура Хунну). Можно также сказать, что ценные для нас сосуды, найденные не в осколках, а целые. Ведь это для археолога большая удача.

Впрочем, удача зачастую - не только для профессионального археолога, но и для простого жителя Бурятии. Ведь зачастую именно обычные сельчане приносили в музей предметы древности. Одна из последних находок, принесенных в музей, - тот самый гуннский меч. В 2009 году его из Мухоршибирского района доставил некто Т.А. Уржанов.

Однако сегодня что-то приносят редко. С одной стороны, и найти что-то становится труднее. С другой стороны, появилось такое явление, как «черные копатели». Памятники разграбляют либо же они подвергаются уничтожению.

- Хочется надеяться, что, посетив эту выставку, люди будут понимать важность сохранности артефактов. Ведь многое может уйти безвозвратно, - надеется археолог.

Тем временем в музее все хранится по правилам - в специальном хранилище под названием «группа хранения археологии». Там поддерживаются идеальные условия: 50 % влажности и температура 18 градусов. Именно там на данный момент находятся все остальные 14 с лишним тысяч археологических находок. Благодаря таким строгим правилам, по словам сотрудников музея, экспонаты могут храниться еще тысячи лет.

- И каждый человек их сможет увидеть, - улыбаясь, отмечает Лариса Ярославцева.

Напоследок, подчеркнем, что крайняя выставка по археологии была организована четыре года назад. Однако эта выставка - первая за последние годы, отобразившая все многообразие памятников и представившее такой огромный промежуток времени. 

В выставочном зале одного из самых любимых мною музеев я пробыла всего около часа. В это время в Бурятии над раскопками в Хоринском районе - по палеолиту, на юге республики - по гуннам работали ведущие археологи региона… Кто знает, быть может, именно в этот отрезок времени из недр земли они извлекли древний артефакт.

Если же вам самим хочется прочувствовать дух древности, напомню: выставка ждет вас по ул. Профсоюзная, 29 каждый день, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00. После нее, думается, вы пожалеете, что не увидели этого, будучи школьником. От такого экскурса в историю и небывалой дозы археологической романтики можно начать мечтать о смене профессии. Археологи, ау!

Марина Игумнова, «Номер один».

^