09.09.2015
В Улан-Удэ первые смельчаки отдают детей в необычные экспериментальные классы

Гулять по классу во время урока, шептать ответ учителю на ушко и не делать домашнее задание, если не хочется. Пока одним улан-удэнцам это кажется чем-то фантастическим, другие уже водят детей в классы нового поколения. О современном и необычном подходе к обучению маленьких школьников - в материале «Номер один».

Нестандартные уроки

На часах 8:30. В обычной улан-удэнской школе № 31 звонок на урок. Все как всегда: пахнет свежевыкрашенными стенами, детский смех в коридорах. Вот только в одном из кабинетов нестандартная картина. Кто-то сидит, сложив руки за спину, идеально выпрямившись. Кто-то продолжает ходить по классу, переговариваясь с одноклассником. Могло показаться, что учителя нет на месте. Но учитель здесь. Он включает красочное видео и через какое-то время запоет вместе с детьми веселую песню, пусть и в самый разгар урока математики. Во время урока дети, услышав правильный ответ своего одноклассника, могут запросто ему поаплодировать и похвалить. 

Для среднестатистического учителя все это видится чем-то бредовым, не укладывающимся в понимание образовательного процесса. Меж тем, так выглядит самый реальный урок в начальной школе по методике Владимира Жохова. Вот уже 20 лет по ней занимаются в ряде российских школ. Второй год занимаются по ней и улан-удэнские детишки.

По некоторым данным, Владимир Жохов - заслуженный учитель, автор школьных учебников, справочных математических таблиц и методических пособий - почти полвека проработал в педагогике и около 30 лет разрабатывал набирающую сегодня популярность методику. Главная идея методики – сохранить и развить творческий потенциал ученика, заложенный в нем от рождения. Предыстория проста: однажды педагог обнаружил, что в пятом классе дети совершенно не готовы к освоению нового материала. Так было решено построить новую методику для детишек до четвертого класса включительно.

И лишь полтора года назад методика пришла в Бурятию. Привез ее в Улан-Удэ один из родителей - Павел Гриф. Услышав в Москве о новом видении образования в начальной школе, мужчина очень заинтересовался.

- На тот момент я как раз решал, где будет учиться моя дочь. Но старый подход к обучению ребенка мало устраивал, - вспоминает Павел.

Вместе с еще одним папой Павел начал пытаться внедрить методику в Улан-Удэ. Вот только учитывая, насколько методика необычна, директора школ отвечали одно и то же: «Нет». Тогда мужчина пошел другим путем. Найдя единомышленников среди друзей и друзей своих друзей, было решено организовать «семейное обучение».

Учеба без стрессов

Впрочем, необходимость организовывать родителей самостоятельно к началу учебного года 2014-2015 все-таки отпала. Директор 31-й средней школы согласилась на открытие экспериментального класса и самостоятельно нашла учителя, который согласился стать «пионером», на первый взгляд, сомнительной методики.

Дабы увидеть методику в работе, мы побывали на нескольких уроках по Жохову. Сперва невольно понимаешь, почему директора улан-удэнских школ не спешили открывать дверь предложенным новшествам. С порога бросаются в глаза отличия от обычного класса: «одиночные парты», видеопроектор для уроков, временами громкий детский смех. Школьникам разрешается ходить по классу, если им это нужно: к умывальнику, за тетрадкой, курткой или выйти без спроса в туалет. В такой обстановке родитель бы обеспокоился: а вдруг ребенка разбалуют? Однако вскоре понимаешь: учитель остается учителем. Только отношение к нему другое, доброе. Здесь нет места крикам и ругани, которые порой имеют место в обычных школах.

Ко второй половине урока стереотипы об образовании окончательно разбиваются вдребезги. И вместо страха организация урока, в частности его мультимедийный характер, вызывает любопытство. Урок математики, в частности, который мы посетили, был полностью прописан на слайдах, появляющихся перед ребенком на проекторе.

- Важно, что все стрессовые ситуации в такой методике сведены к минимуму. Я не отчитываю детей за несделанную домашнюю работу, - рассказывает педагог Светлана Ловкая. Уже второй год она обучает детей по методике Владимира Жохова. - Кроме того, есть много нюансов, на которые в обычных школах мало внимания обращают. Так, в самом начале дня важен тактильный контакт с ребенком. Кто-то придет, обнимет меня, кто-то руку даже пожмет, кого-то погладить важно.

Интересно, что в таком классе совершенно другая концепция урока: зарядка, мультфильмы, минутки юмора. Часто на уроках звучит музыка. Кроме того, все уроки «винегретные». Например, математика может сопровождаться видео по окружающему миру и песнями. Интересно, что во время того, как дети должны слушать учителя, они сидят все как один, скрестив руки позади себя за спинкой стула. 

- А вы не замечали, как школьники в обычных школах искривляются? Мы пытаемся этого избежать. Руки за спину, спина – прямая - так сидеть многим сперва непривычно. Но уже ко второму классу детки привыкают, - поясняет учительница. 

Светлана Ловкая в свое время уже проводила в старшие классы один выпуск детей. После ушла в декрет и думала, что в школу работать больше не вернется. Однако, проработав в других учреждениях, услышала о методике Жохова. А когда настало время вести в школу своего ребенка, отдала его в новый класс и сама все-таки встала у доски.

- Коллеги, не поработав, относятся к нашей методике скептически, даже с иронией, - признается учитель. - Между тем, за ней, на мой взгляд, будущее.

Но пока кто-то качает головой, на занятиях Светланы Ловкой дети растут самостоятельными, и едва ли не гениями. По словам учителя, за один учебный год они усваивают материал, который обычно школьники проходят на протяжении нескольких лет.

Жохов в деталях

Несмотря на кажущуюся простоту работы учителя, каждому занятию в школе предшествует кропотливая работа. Ведь прежде чем дать хоть один урок, будущему «жоховскому» преподавателю придется едва ли не полностью переучиться. Дабы преподносить каждый слайд видеопрезентации правильно, учителя часто собираются на онлайн-беседу с автором методики. Такие «конференции» собирают учителей со всей России.

В целом, методика представляет собой совокупность упражнений, которые способствуют полноценному развитию ребенка. При этом также используются логопедические элементы, приемы для расслабления и тренировки зрения, слуха, голоса, легких, осязания, опорно-двигательного аппарата. Каждый день ребенок в итоге не только получает знания, но также делает гимнастику, занимается творчеством, растет как личность и самовыражается в теплой и почти семейной атмосфере.

- У меня в классе был лишь один негативный отзыв о методике с последующим отказом, - признается Светлана Ловкая.

По словам учителя, ее бывшую ученицу воспитывали дома весьма строго. В школе же ребенок раскрепостился, стал более свободным, что, очевидно, не понравилось родителям.

В целом же все остальные родители выбранной методикой довольны.

- Несмотря на отсутствие каких-то «ежовых рукавиц», дети соблюдают дисциплину. Дома так же, что радует, - говорит мама уже второклассника Арима Жимбаева.

Не разочаровался в методике и тот, кто ее привез в Бурятию.

- Я очень рад, что моей дочке нравится учиться, она с удовольствием ходит в школу, и очень ждала окончания каникул. Нравится и самостоятельность, ведь при такой методике родителям рекомендуют не помогать детям по возможности даже домашнее задание делать. А еще я твердо уверен, что мой ребенок мог получить образование и в обычном классе, но здесь ей будет лучше, - говорит Павел Гриф.

Эксперимент над детьми или школа будущего?

Что же касается финансовой стороны вопроса, платы за обучение нет. В прошлом году родители первоклашек в 31-й школе сдавали по семь тысяч рублей, которые, впрочем, ушли на покупку оборудования. Сегодня же все необходимое есть, посему новых взносов, возможно, больше и не потребуется. 

Противники системы Жохова говорят о том, что методика имеет ряд вопросов. Например, каким образом удается «впихнуть» в голову детям такой большой объем знаний, не станет ли этой перегрузкой для них? Не вырабатывается ли у ребят, которые каждый день смотрят слайды, «клиповое мышление»? Смогут ли такие свободолюбивые и чересчур непосредственные дети адаптироваться в пятом классе и начать учиться уже в стандартной школе по общим «старым» правилам? Однако родители детей, которые уже учатся «по Жохову», уверены, что беспокоиться не о чем. 

Сегодня в 31-й школе Улан-Удэ уже два первых класса с методикой Владимира Жохова, во втором классе обучение продолжают 25 детишек. Также 1 сентября первый «жоховский» класс появился в школе № 56. То есть всего по этой методике в Улан-Удэ обучается сегодня более ста детей. Не будем лукавить, их родители - настоящие смельчаки. Чего только не попробуешь в поисках самого лучшего класса для своего ребенка. 

Марина Ушакова, «Номер один».

^