30.09.2015
Театр «Байкал» готовит этноспектакль «Мифы и легенды Байкала»

Когда два года назад задумывалась эта постановка, экологическая проблема Байкала не была столь остра. Однако именно сегодня новый проект театра песни и танца актуален как никогда.

«Культура бурят разнообразна и богата, - говорит Жаргал Жалсанов, художественный руководитель театра «Байкал». - У бурятского народа существует огромное количество мифов и легенд. Они являются хорошей основой для спектаклей. У нас развита кочевая сторона, которая нашла свое воплощение в постановках в виде танцев наездников, борцов, лучников. Показывали мы и культуру лесных народов - это песни об охоте, обрядовые песни. Были как дивертисментные танцы, так и целый спектакль «Баргуджин токум». А сейчас мы решили показать культуру приозерных бурят, живших вокруг озера Байкал».

Идеи художественный руководитель театра находит в книгах и редких изданиях о жизни бурятского народа, в разговорах с учеными, историками, народными поэтами и бабушками, в библиотеках и научных центрах. Но самым любимым источником вдохновения для Жаргала Жалсанова являются мифы и легенды.

«В них всегда отражается дух народа, его мышление, характер, - делится Жаргал Жалсанов. – Благодаря мифам и легендам можно понять, чем жили люди того времени. И много нового открываешь для себя. Например, я всегда воспринимал Байкал как седовласого старца, сурового, грозного. И мне кажется, большинство людей считают так же. Потому что еще в советские годы очень популярной была сказка о старике Байкале и дочери его Ангаре. Однако это только одна легенда, а ведь их огромное количество. И я был очень удивлен, узнав, что наши предки воспринимали Байкал не как седовласого старца, а как Мать – Ехэ Тоодэй, которая давала своим детям все, что нужно для жизни: пищу, чистую воду, одежду и т.д.».

Даже современные монголы воспринимают Байкал как Мать, у братского народа есть легенда, в которой Байкал и Хубсугул выступают как две сестры. Баргуты, которые ушли с берегов Байкала во Внутреннюю Монголию, до сих пор ассоциируют Байкал с женским началом.

«Мы хотим в этом спектакле показать разные взгляды и точки зрения, - говорит Жаргал Жалсанов. - В том, что наши предки воспринимали Байкал как Ехэ Тоодэй, есть своя философия, мудрость, ведь «мать» ассоциируется с чем-то родным, теплым, любящим. И отношение к матери более трепетное».

Так же трепетно и уважительно бурятский народ относился к Байкалу и в целом к природе. Об этом говорит, например, обширный пантеон богов.

Например, рыбаки, выходя в море, смотрели, есть ли богиня волны или богиня блеска на воде. Кстати, о блеске на воде недавно говорили и ученые, которые объясняли это явление содержанием неких частиц. Считается, что там, где есть этот блеск, водится рыба.

«Наши предки жили в полной гармонии с природой, - говорит Жаргал Жалсанов. – Существует даже легенда о том, что тех рыбаков, которые ловили слишком много рыбы, больше, чем они могли съесть, наказывали. Их привязывали к скале и оставляли на берегу озера. И Байкал омывал волнами, т.е. наказывал того, кто проявил неуважение к природе». 

Такое внимательное отношение к окружающему миру – то, что сегодня не хватает людям. И новой постановкой театр «Байкал» стремится создать в сознании человека такое же трепетное отношение, как это было раньше.

«Помимо этого в спектакле мы, конечно, преследуем и свои творческие задачи, - продолжает Жаргал Жалсанов. - Любая культура должна не просто сохраняться - она должна развиваться. Поэтому в постановке мы создаем два мира – реальный и фантазийный».

В реальном мире артисты покажут бурятский народ, который живет на берегу Байкала. Здесь будут старинные песни в чистом виде, живой вокал, народные танцы. Костюмы и декорации будут отличаться простотой кроя, натуральными тканями и пастельными оттенками. По словам художественного руководителя театра, это сделано для того, чтобы не отвлекать внимание зрителя от основной мысли.

Фантазийный же мир, напротив, будет насыщен яркими красками, старинные песни зазвучат в современной обработке.

Главная мысль, которая прозвучит в финале спектакля, заключается в том, что когда-нибудь мы тоже будем вписаны в историю, став персонажем какой-нибудь легенды или мифа. Мы живем не просто так, каждый человек оставляет после себя какой-то след. Но вот каким он будет – зависит от того, что мы делаем сегодня. 

В спектакле дебютирует новый состав артисток и вокалистов. Сольную карьеру начинают Арюна Цыдыпова и Александра Санданова. Также прозвучат новые инструменты – молодой, международый ханк, ударные и струнные инструменты. Премьера спектакля состоится 4 октября.

Соня Матвеева, «Номер один».
^