14.10.2015
Как сделать спортивные уроки интересными?

Слабый интерес учеников, засилье компьютерных игр и социальных сетей, низкая зарплата и плачевное состояние спортзалов – положение школьных учителей физкультуры трудно назвать радужным. Лучшие из физруков продолжают работать лишь из любви к делу и своим ученикам. «Номер один» поговорил с преподавателями «физры», которые рассказали о своих проблемах.

По итогам прошлого года ситуация с кадрами учителей физической культуры была признана аховой. 75 преподавателей – именно столько нужно республике. Это в среднем один университетский поток, если представить, что каждый, кто получает диплом, обязательно идет работать в школу. Но идут, конечно, не все, а тем временем возраст уже работающих сегодня педагогов неуклонно растет.

- Кадровая проблема существует, но я думаю, что с повышением заработной платы она будет решена, профессия станет привлекательной для молодых специалистов. Нам также предстоит организовать масштабную переподготовку учителей физкультуры по всей стране, — выразил свою позицию министр образования РФ Дмитрий Ливанов во время прошлогоднего визита в Улан-Удэ. 

Каждому по квартире?

Самый насущный вопрос в любой сфере – это, разумеется, зарплата. ИА Regnum провело исследование уровня жизни учителей по регионам России. Республика Бурятия заняла 27-е место в рейтинге из 83 субъектов Российской Федерации. В Бурятии педагоги получали в среднем 33234 рубля, средняя зарплата в регионе сложилась в сумме 27061 рубль. Это немного, если учитывать, что общая среднемесячная заработная плата в республике составляет 30945 рублей.

Однако опрашиваемые нами учителя физкультуры заявили, что их доход не дотягивает до среднего. И причин здесь несколько. 

- Сложнее всего нам – сельским учителям, – рассказывает Олег Николаев, преподаватель Илькинской средней школы Заиграевского района. - Сейчас же ввели ученико/час, то есть подушевую оплату труда. А классы у нас маленькие и народу не много. Поэтому приходится выкручиваться, занимаем различные места на олимпиадах и соревнованиях. За счет этого растет стимулирующая часть зарплаты. Например, у меня она сравнялась с базовой. Хотя должно быть соотношение 30 на 70 процентов.

Именно низкие зарплаты, особенно у молодых педагогов, сдерживают приток новых кадров в школы. 

– Вот придет молодой парень или девушка в школу учителем физры. Так ей придется года три нарабатывать стаж, тем более занять места на олимпиадах ей не дадут более опытные коллеги. Так что выпускнику проще пойти консультантом в магазин или охранником. И зарплата выше, и мороки меньше, – сетует сельский учитель. 

Напомним, Олег Николаев был признан в 2010 году лучшим учителем физкультуры в Бурятии. Победителю первого республиканского конкурса достался шикарный приз – 1-комнатная квартира в 111 квартале Улан-Удэ. 

- Если бы такие призы давали каждый год, то думаю, мотивации бы у всех прибавилось. Тогда же планировалось на следующий год квартиру дать лучшему тренеру, но изменились обстоятельства, – говорит Олег Николаев. 

Вместо физры – народные игры

«В слабой школе – слабые физруки» - убежден учитель бурятского национального лицея № 1 Баясхалан Раднагуруев. 

- Я считаю, все зависит от личности учителя. Как ты поставишь дисциплину, такое и отношение будет к тебе. У нас в интернате физкультура - самый любимый урок. Даже больные приходят на урок и выполняют другие упражнения. 100-процентная посещаемость! – утверждает учитель. 

Отметим, в своем лицее Баясхалан Занданович лучший не только в своем деле, но и среди всех преподавателей. Своим физкультурным «ноу-хау» он считает внедрение народных игр. 

- На уроках мы играем в бурятские шахматы «шатар» или кости. Ребята с огромным интересом учат новые, родные, игры, которые развивают не только ловкость, но и смекалку, – отмечает Баясхалан Раднагуруев.  

Главной проблемой физруков он считает слабую оснащенность школ. 

- Конечно, хотелось бы иметь хороший большой спортивный зал. Или взять тот же бассейн. Мы третьим уроком выбрали плавание, но бассейна у нас нет. Поэтому ездим на автобусе в ФСК. Хорошо, хоть он находится недалеко, – говорит преподаватель. 

Что касается учительской зарплаты, то ее Баясхалан Занданович предлагает сравнять с доходами чиновников. 

- Надо, чтобы педагоги получали, как в госструктурах. Если посмотреть исторически, то Россия держится не на чиновниках, а на учителях в детских садах, школах и вузах, – резонно замечает учитель. 

Главный враг - компьютер

Благодаря социальным сетям и компьютерным играм современные школьники двигаются намного меньше, чем их сверстники 15-20 лет назад.

- Дети стали другие, - сетует школьный тренер с тридцатилетним стажем Виктор Гордеев, - более слабые, что ли. Раньше ребятишки все время на улице были, как-то физически развивались, а сейчас все время сидят за компьютером. Мы сейчас стараемся давать нагрузку как можно меньше, подходить к каждому индивидуально, исходя из его образа жизни. Скажу даже больше, обязательные нормативы: бег, прыжки, подтягивания и отжимания изменились в сторону уменьшения. Потому что сдавать нормативы должно большинство, а не меньшинство детей в классе.

Недостаток времени на физические нагрузки можно объяснить не только праздным зависанием в сети и играми. Учебная нагрузка в школе сейчас стала намного серьезней, нежели пятнадцать лет назад. У старшеклассников, поступающих в вузы, времени на спорт нет вообще. Кроме обязательных двух-трех уроков физкультуры.

Однако, как отмечают специалисты, в рамках этих уроков невозможно развить физическую деятельность. Очевидно, что уроки физкультуры сами по себе не являются панацеей от нездорового образа жизни и малоподвижности детей, сколько бы дополнительных часов ни было введено.

- Моторная плотность урока, то есть время непосредственной двигательной активности ребенка, составляет не более 15 минут за урок, - говорит Виктор Гордеев. - Мы не можем за это время улучшить спортивные качества ребенка. Одно дело, когда ты берешь двух-трех спортсменов и целенаправленно тренируешь. А их ведь тридцать человек. В первую очередь их надо научить технике, как правильно выполнять то или иное упражнение, внушить пользу здорового образа жизни.

Напомним, что количество часов физкультуры в школе, нормативы, а также методика преподавания рекомендуется Министерством образования, однако каждый преподаватель физкультуры может вносить изменения по своему усмотрению. То есть в современной школе почти все зависит от учителя. И от того, какой физрук встретится вашему ребенку, таким и будет впоследствии отношение к спорту во взрослой жизни. 

Лев Хандажапов, «Номер один».
^