25.11.2015
«Бурривуд» снова ищет таланты

В современном Улан-Удэ главным центром развлечений остаются кинотеатры, где бал правят американские блокбастеры. Однако местные кинодеятели не собираются опускать руки и готовы отвоевать кинорынок. Но для этого индустрии нужно преодолеть сильный дефицит кадров, от художника-постановщика и актеров до гримеров и специалистов по графике. 

В Бурятии за период с 2005-го до 2015 года вышло в прокат более 30 фильмов. За такую «плодовитость» местная киноиндустрия получила меткое прозвище «Бурривуд». 
И даже осенью кризисного 2015 года в кинотеатрах Улан-Удэ не протолкнуться от местных премьер – детская комедия приключений «Байкальские каникулы», на очереди спортивный экшн «Реванш из преисподней», религиозная лента «Сэржэм» и «Отражение» (психологическая драма). 

Не хватает только ужастиков\\ 

Новая эпоха бурятского кинематографа ведет свой отчет со скандальных «Первых нукеров Чингисхана», которые должны были выйти в свет в 2006 году, однако так и не добрались до экрана. Позже вышла любовная драма «Улан-удэнская история», снятая силами актеров Русского драматического театра. 

Но настоящий прорыв случился с появлением в прокате «Чайника» в 2010 году. Вдохновленные успехом творения Евгения Замалиева, снимать местные киношедевры бросились почти все творческие силы Бурятии. Учитывая совсем юный возраст современного бурятского кинобизнеса, каждая новая лента могла заявить новый, ранее не использованный жанр. Криминальная драма «Решала», триллер «Последняя охота», романтическая комедия «На Байкал», фильм категории 18+ «Такси нашего города», кулинарный хит «Буузы», заграничная комедия «Каникулы в Таиланде» и так далее. Список тем, которые затронули местные кинопродюсеры, поражает – от самовольщиков («Живи») и мошенников («Гастролеры») до деревенских и городских историй («Улан-Уdance» и «Аноним 03»).

- Разнообразие жанров радует, думаю, не хватает только фильма ужасов. В Бурятии благодатная почва для хоррора, много местных легенд. Но нужен хороший сценарий, – отмечает Жаргал Бадмацыренов, автор лент «Чайник» и «Буузы».

Финансовая поддержка местной киноиндустрии началась лишь с 2014 года. Министерство культуры объявило о грантах для бурятских фильмов. Сумма государственного вливания в «Бурривуд» составила 1,5 миллиона рублей в год. В 2014-м эту сумму разделили кинокомпании «Пятый элемент» на работу над фильмом «Аноним 03» и «МонУлаФилмз» для фильма «Булаг». В этом году на субсидию претендуют «Степные игры» («Студия «БурятКино») и «Решала-2» («БайкалКино»). 

- Победитель будет один или два. Они определятся в конце декабря, когда завершится второй этап конкурсной комиссии и проверка документов. 1,5 миллиона рублей кинокомпании получат только на возмещение затрат на прокат в кинотеатрах. В случае если проверку пройдет лишь одна компания, то она получит 750 тысяч, а остальные средства вернутся в бюджет, – пояснили «Номер один» в конкурсной комиссии минкульта. 

Еще одним проектом, который в 2016 году получит бюджетные вливания, станет новый фильм Солбона Лыгденова «321-я сибирская» (масштабная историческая кинолента о наших земляках воевавших на фронтах ВОВ), который заручился поддержкой главы.  

Кино – это бизнес за 3 миллиона //

Кризис в экономике неизбежно скажется и на индустрии кино. По словам успешного кинопродюсера Евгения Замалиева, размах стагнации станет понятен лишь в 2016 году: «Конечно, кризис коснулся киноиндустрии, стало меньше инвесторов и спонсоров. Те проекты, которые идут на экране, были сняты еще в начале 2015-го или в прошлом году». 

Чтобы понять уровень инвестиций в местное кино, Евгений приводит размер минимального бюджета: «Чтобы снять фильм, нужно не меньше 3 миллионов рублей. Кино – это в первую очередь бизнес. И отбить такие деньги только на местном рынке нереально, поэтому выживут те продюсеры, кто ориентируется на федеральный уровень».

По словам Замалиева, больше всего сфера кино в Бурятии страдает не от скудности финансов, а от дефицита кадров. 

- Это глобальная проблема, не хватает всех – от художников-постановщиков и специалистов по свету до мастеров графики и обычных менеджеров. У нас даже актеров нет! Если в «Чайнике» и «Решале» нам повезло с любительскими актерами, то дальше нужно отходить от самодеятельности на профессиональный уровень. Но это проблема не только регионального, а всего российского кино. Когда в Москве снимают фильмы с графикой, то кинокомпании потом стоят в очереди к анимационным студиям, – отмечает продюсер. 

Несмотря на большое количество драматических театров, в Улан-Удэ ощущается острая нехватка киноактеров. 

- Нам нужны качественные актеры, причем европейской внешности. Такой фильм посмотрят в любом уголке страны. Думаю, потенциал республики в сценаристах. Потому что мы живем в век римейков, все истории написаны и идет только повторение. А хороший сценарий можно и в Москве продать, – отмечает Замалиев. 

Хороший сценарий, минимальный бюджет и актеры без привязки к региону – вот слагаемые успеха «Решалы», продолжение которого вышло в этом году. А закадровые подробности фильма, который вошел в число самых успешных российских фильмов, вошли в статью для профессионального журнала «Бюллетень кинопрокатчика».

- Мы нашумели «Решалой», и на нас обратили внимание прокатчики на федеральном уровне. Тема отношений братьев оказалась очень актуальной. Сейчас мы пишем сценарий третьей части, возможно, она выйдет под другим названием. Все станет ясно на кинорынке, который пройдет в начале декабря, – говорит продюсер. 

Смоделированная реальность\\ 

Одной из самых ожидаемых лент в новом году должна стать киноработа с интригующим названием «Смерти нет». Фильм рассказывает о зарождении молодежных группировок в советской Бурятии. Именно с историческими реалиями связаны самые большие трудности в работе над лентой. 

- Фильм долго монтируется из-за компьютерной графики, – рассказывает оператор ленты Дугар Гармаев. – Это большая, тяжелая работа, чтобы показать аутентичный советский Улан-Удэ. Представьте, сколько нужно пластиковых окон затереть! 

Как в голливудских блокбастерах, создатели нового фильма решили смоделировать новую реальность на компьютере, поэтому съемки проходили «на зеленом фоне».

- Сложности в съемках любого бурятского фильма - в отсутствии узких специалистов. Это касается и графики, и монтажа, и даже написания титров. Конечно, стало больше профессиональных операторов, появилась качественная аппаратура, рельсы, съемки с воздуха. Но по-прежнему многие не делают раскадровки, не берут художника-раскадровщика. А это же второй режиссер, который отвечает за все, что происходит в кадре на заднем фоне. Ему подчиняется весь персонал – от гримеров до бутафоров. То же самое сценарий, например, написать диалоги – это же отдельная большая задача. Поэтому, надеюсь, что «Смерти нет» станет новым вызовом для всех, – надеется Дугар Гармаев. 

Лев Хандажапов, «Номер один». 

^