Бурятия претендует на «Шелковый путь»
Масштабный инфраструктурный проект Китая стоимостью 240 миллиардов долларов может коснуться республики
Сегодня Бурятия имеет все шансы стать частью масштабного международного проекта под названием «Шелковый путь». На создание транспортных коридоров в рамках этого проекта Китай выделяет 240 миллиардов долларов. Об этом рассказали участники выездного заседания комитета Совета Федерации по международным делам в Улан-Удэ.
Транспортный потенциал
Возглавлял заседание председатель комитета Константин Косачев. Он отметил, что это уже третье подобное заседание в этом году. И связано оно с реализацией потенциала Бурятии как стратегически важного региона для международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
– Через Бурятию проходит Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, соединяющие центральную часть России с Китаем, Монголией, со странами Юго-Восточной Азии. Уверен, что транспортный потенциал республики может и должен стать одним из ключевых в развитии международных отношений России, – отметил он.
Пожалуй, один из основных проектов, на которые сегодня стоит обратить внимание, – это китайский проект под названием «Шелковый путь». Он разрабатывается еще с 2014 года. Его суть в том, что Китай поставил себе задачу за счет новых современных транспортных коридоров сократить сроки доставки своих грузов в Европу. Для поддержки своего проекта он создает систему финансовых институтов с общим объемом капитала 240 миллиардов долларов.
И Россия сегодня рассматривается как наиболее перспективная страна. Учитывая, что Бурятия находится в непосредственной близости с Китаем, транспортный коридор вполне может пройти и по нашей территории. Однако существует ряд проблем, которые придется решить, чтобы включиться в проект.
– Речь идет и о транспортной, и об энергетической, и о телекоммуникационной составляющей. Длительность таможенных проверок, плохое качество дорог, износ основных фондов, низкая пропускная способность контрольно-пропускных пунктов. Без решения этих проблем Россия рискует оказаться ограниченной или даже исключенной из инфраструктурной сети, развитие которой планируется в рамках проекта экономического пояса «Шелкового пути», – рассказал Константин Косачев.
Миллиарды на экспорт
Между тем сегодня международное сотрудничество Бурятии заключается в основном в экспорте авиационной продукции и потоке людей и товаров из Монголии. По итогам прошлого года внешнеторговый оборот республики составил 1,6 миллиарда долларов. При этом последние пять лет этот показатель увеличивается в среднем на 22,4 процента.
– Внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 52 стран мира. Постоянными торговыми партнерами республики являются Китай и Монголия, – рассказал в своем докладе министр экономики Бурятии Зандра Сангадиев. – Основные статьи экспорта – это авиационная техника, каменный уголь, продукция лесопиления и целлюлозно-бумажной промышленности, вольфрамовый концентрат, лесохимия, продовольственные товары. Более 60 процентов экспорта приходится на продукцию машиностроения.
Причем экспортом занимаются в основном крупные предприятия, такие как «Тугнуйский угольный разрез», «Улан-Удэнский авиазавод», «Байкальская лесная компания», «Селенгинский ЦКК», «Бурятмяспром» и так далее. Доля же малого и среднего бизнеса в экспорте крайне мала.
– Практически из 40 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства экспорт осуществляет всего 106 организаций. Причем в основном в сфере лесозаготовки и лесопереработки, – отметил Зандра Сангадиев.
Москва в помощь
Впрочем, этого все же недостаточно, чтобы в полной мере реализовать весь потенциал Бурятии как приграничного региона. Но на местном уровне возможностей изменить это немного. Большинство проблем решается в Москве. Например, таможенные проблемы. Слишком сложная процедура досмотра тормозит привлечение туристов в республику. И, как отметил зампред правительства Бурятии по экономическому развитию Александр Чепик, пока эти вопросы все еще не урегулированы.
– Также нас интересуют вопросы, связанные со строительством скоростной дороги Улан-Батор – Улан-Удэ. Есть сложности с реализацией проекта по скоростной железной дороге. Сейчас турист едет 14 часов, и поэтому он вынужден ехать не по железной дороге, в комфорте, а по автомобильной дороге с различными сложностями. В любом случае это тот путь, который мы должны пройти, если мы хотим развивать туризм, жить комфортно и создавать условия для туристов, – отметил зампред.
В любом случае прошедшее в Улан-Удэ заседание Совета Федерации должно так или иначе ускорить работу в этих направлениях. А если удастся включиться в проект «Шелковый путь», то республика получит серьезный толчок для развития инфраструктуры и экономики в целом.
Владимир Пашинюк, «Номер один».
Транспортный потенциал
Возглавлял заседание председатель комитета Константин Косачев. Он отметил, что это уже третье подобное заседание в этом году. И связано оно с реализацией потенциала Бурятии как стратегически важного региона для международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
– Через Бурятию проходит Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, соединяющие центральную часть России с Китаем, Монголией, со странами Юго-Восточной Азии. Уверен, что транспортный потенциал республики может и должен стать одним из ключевых в развитии международных отношений России, – отметил он.
Пожалуй, один из основных проектов, на которые сегодня стоит обратить внимание, – это китайский проект под названием «Шелковый путь». Он разрабатывается еще с 2014 года. Его суть в том, что Китай поставил себе задачу за счет новых современных транспортных коридоров сократить сроки доставки своих грузов в Европу. Для поддержки своего проекта он создает систему финансовых институтов с общим объемом капитала 240 миллиардов долларов.
И Россия сегодня рассматривается как наиболее перспективная страна. Учитывая, что Бурятия находится в непосредственной близости с Китаем, транспортный коридор вполне может пройти и по нашей территории. Однако существует ряд проблем, которые придется решить, чтобы включиться в проект.
– Речь идет и о транспортной, и об энергетической, и о телекоммуникационной составляющей. Длительность таможенных проверок, плохое качество дорог, износ основных фондов, низкая пропускная способность контрольно-пропускных пунктов. Без решения этих проблем Россия рискует оказаться ограниченной или даже исключенной из инфраструктурной сети, развитие которой планируется в рамках проекта экономического пояса «Шелкового пути», – рассказал Константин Косачев.
Миллиарды на экспорт
Между тем сегодня международное сотрудничество Бурятии заключается в основном в экспорте авиационной продукции и потоке людей и товаров из Монголии. По итогам прошлого года внешнеторговый оборот республики составил 1,6 миллиарда долларов. При этом последние пять лет этот показатель увеличивается в среднем на 22,4 процента.
– Внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 52 стран мира. Постоянными торговыми партнерами республики являются Китай и Монголия, – рассказал в своем докладе министр экономики Бурятии Зандра Сангадиев. – Основные статьи экспорта – это авиационная техника, каменный уголь, продукция лесопиления и целлюлозно-бумажной промышленности, вольфрамовый концентрат, лесохимия, продовольственные товары. Более 60 процентов экспорта приходится на продукцию машиностроения.
Причем экспортом занимаются в основном крупные предприятия, такие как «Тугнуйский угольный разрез», «Улан-Удэнский авиазавод», «Байкальская лесная компания», «Селенгинский ЦКК», «Бурятмяспром» и так далее. Доля же малого и среднего бизнеса в экспорте крайне мала.
– Практически из 40 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства экспорт осуществляет всего 106 организаций. Причем в основном в сфере лесозаготовки и лесопереработки, – отметил Зандра Сангадиев.
Москва в помощь
Впрочем, этого все же недостаточно, чтобы в полной мере реализовать весь потенциал Бурятии как приграничного региона. Но на местном уровне возможностей изменить это немного. Большинство проблем решается в Москве. Например, таможенные проблемы. Слишком сложная процедура досмотра тормозит привлечение туристов в республику. И, как отметил зампред правительства Бурятии по экономическому развитию Александр Чепик, пока эти вопросы все еще не урегулированы.
– Также нас интересуют вопросы, связанные со строительством скоростной дороги Улан-Батор – Улан-Удэ. Есть сложности с реализацией проекта по скоростной железной дороге. Сейчас турист едет 14 часов, и поэтому он вынужден ехать не по железной дороге, в комфорте, а по автомобильной дороге с различными сложностями. В любом случае это тот путь, который мы должны пройти, если мы хотим развивать туризм, жить комфортно и создавать условия для туристов, – отметил зампред.
В любом случае прошедшее в Улан-Удэ заседание Совета Федерации должно так или иначе ускорить работу в этих направлениях. А если удастся включиться в проект «Шелковый путь», то республика получит серьезный толчок для развития инфраструктуры и экономики в целом.
Владимир Пашинюк, «Номер один».