23.04.2008
Как правило, в автомобильной прессе с приходом тепла публикуются статьи на тему "Большое весеннее техобслуживание". Нужно ли оно всем поголовно и что стоит делать с машиной сейчас, в апреле, мы разберемся далее. В принципе, опытные автолюбители и без лишних напоминаний знают, что и когда делать с машиной, чтобы она радовалась и радовала хозяина. Неопытные — и таких немало — спрашивают у старших товарищей и читают прессу.

Безусловно, кое-какие работы нужно провести всем. Это замена масла, потому что температура летом аж на 60—80 градусов отличается от зимней. Да, дорогая синтетика, например, 5W40, вполне способна быть всесезонной. Но предпочтительнее на лето брать масло погуще.

Тогда полеты по трассе на высоких скоростях типа 140 км/ч, которыми радует себя каждый владелец приличной машины, не будут вызывать повышенного износа двигателя. В боевом режиме двигатель будет защищен маркой масла с индексом, заканчивающимся на 50 или 60. К примеру, Shell Helix Ultra Racing имеет индекс вязкости "на горячую" 60. Эти сорта, условно назовем их "спортивными", самые дорогие. Но для "крутой" езды показаны именно "крутые" масла.

О замене резины мы уже напоминали в одном из прошлых номеров газеты, остается лишь добавить, что я ратую за соблюдение размеров. Покрышек это касается в первую очередь — ничто так не калечит ходовую часть, как широченные "катки" и диски с безумным "понтовым" вылетом. Двигатель и коробка вам тоже спасибо не скажут.

Увеличение размера колес после замены родных дисков и резины на литье большего размера и более широкие и низкие покрышки совсем не улучшит управляемость. С этой точки зрения гораздо полезнее будет установка более жестких амортизаторов и пружин. Но к этому мы еще вернемся, а пока жесткая рекомендация: "родная" резина — и никаких гвоздей.

Кстати, поскольку большинство автолюбителей еще не начало процесс "переобувания" — и как показывают "заскоки" погоды, они совершенно правы, — посоветую придерживаться бережного зимнего стиля вождения. Понятно, что по сухому асфальту хочется "топить" и мчаться, не тормозя на поворотах, но всего один экстремально пройденный поворот оставляет на перегретых в солнечный денек покрышках неизгладимый след в виде скошенной кромки.

Предположим, температура на улице около 10 градусов. Но при движении колеса нагреваются до гораздо более высоких температур, и зимняя резина, которую мы любим за ее мягкость, спасительную зимой, размягчается сверх меры. Она очень уязвима, и в этом состоянии резкие старты и торможения стирают ее очень быстро. Поберегите зимние колесики, холода ведь вернутся, и уже скоро — всего через полгода....

Прежде чем вы "переобуете" свои колеса, советуем сделать балансировку — если у вас два комплекта сезонных покрышек в сборе с дисками. Балансировка раз в сезон необходима всем. Тем же, кто сдирает резину с дисков дважды в год, эту процедуру делать так или иначе придется. Посчитайте стоимость всех работ по шиномонтажу — а не дешевле ли приобрести еще четыре диска и просто перекидывать колеса целиком?

К числу обязательных процедур можно отнести и кузовные работы. Начните с внешнего осмотра кузова, устройте машине генеральную мойку и уборку, сейчас оптимальное время: слякоть давно высохла, а солнечные дни позволяют повозиться с машиной на свежем воздухе. Мало того, что вы найдете немало давно потерянных вещей в недрах машины, вы оцените состояние салона и кузова.

Увидите сколы, царапины и другие мелкие недостатки лакокрасочного покрытия, которые почему-то пачками появляются после зимы. Как высокопрофессионально говорят кузовщики, покачивая головой: "Да, после зимы на кузове масса косяков и коцок!" В тепле, как известно, процесс коррозии обнажающегося металла ускоряется, и очаги нужно ликвидировать именно сразу после обнаружения. Посетите кузовной автосервис — работы по самолечению кузова провести качественно на дому просто нереально.

Кстати, в своих трудах мои коллеги часто пишут, что весной нужно менять фильтры, свечи и тормозные колодки. На самом деле все эти расходники меняются по пробегу, просто весна — это повод заняться машиной, ведь летом она будет нужна как никогда, и недельный пробег сравняется с зимним месячным.

Это же касается и технических жидкостей: жидкость в автомате, гидроусилителе или масло в МКПП, а также масла в дифференциалах, раздатках меняются не так часто — по пробегу, но поглядеть, в каком они состоянии и сколько их вообще, нужно прямо сейчас. Поинтересуйтесь, нет ли течей у двигателя, коробки и — у полноприводных машин — "дополнительных" узлов трансмиссии.

Как показывает практика, большинство автовладельцев вспоминают о том, что в машину льется не только бензин и моторка, только при поломке узла, который отказал по причине исхода из него рабочей жидкости. По секрету: еще нужно оценить состояние приводных ремней — ГРМ, генератора, "гидрача". У некоторых моделей их не три, а меньше из-за совмещения или использования цепи — но и цепь нуждается в диагностике, она может растянуться и начать провисать.

С наступлением тепла действительно актуально помыть моторный отсек и двигатель, раз уж мы открыли капот. Цель — перед приходом жары удалить грязевую "рубашку", которая ухудшает теплоотдачу двигателя и может вкупе с другими причинами привести к перегреву. Самый надежный способ — сделать это лично, вооружившись всевозможными щеточками, ершиками и моющими средствами. Да, многие мойки предлагают услугу — мойку мотора, но сколько случаев залива водой "интимных мест" и проблем из-за этого! А еще существует такая деталь как термостат — давно ли вы о нем вспоминали? При подклинивании его нужно менять.

Ну и с учетом резко континентального климата родной Бурятии неплохо бы вспомнить о кондиционере. Проверка работоспособности и заправка оного — очень своевременное мероприятие в начале весенне-летнего сезона.

Теперь несколько строк о ходовой части. На самом деле ремонтировать ее еще рановато. Но провести диагностику можно прямо сейчас, чтобы знать, к каким затратам готовиться, и начать поиск или заказ необходимых запчастей — потому что на редкие модели пойти и купить все необходимое так запросто до сих пор нельзя.

Самое лучшее время для весеннего ремонта ходовки — это май-июнь, после проведения ямочного ремонта и перед отпускными разъездами. Обратите также внимание на состояние пыльников, а стуки и бряки вам уже сообщили о проблемах со стойками или шаровыми. Но по-настоящему полную и подробную диагностику передней и задней подвески, а также рулевого управления вы получите только у хороших специалистов на сервисе. Напоминаем, что большинство из них делает диагностику бесплатно по утрам в течение первого часа работы.

Что касается амортизаторов и амортизационных стоек, то их у нас обожают прокачивать. На самом же деле нет ничего лучше, чем новые амортизаторы. Новые! Только они дают вам познать истинные способности вашей машины "глотать" лежачих полицейских или "бескренно" проходить поворот. При эксплуатации автомобиля в течение двух и более лет замена амортизаторов или стоек на новье — самое выгодное решение. А с точки зрения безопасности это единственно верный шаг. Необходимо заметить, что приобретать "амортики" нужно не там, где дешевле, а там, где вам гарантируют их подлинность и высокое качество.

Зависит безопасность и от тормозной системы, так что не уделить ей внимание — вопиющая неосторожность. Тормозные жидкости чрезвычайно гигроскопичны, то есть очень активно впитывают воду. Иногда за год-другой жидкость накапливает в себе столько воды из атмосферы, что температура ее кипения резко падает.

Стоит рабочим цилиндрам нагреться до этой температуры — и машина останется без тормозов. При кипении в "тормозухе" появляются пузырьки водяного пара, который легко сжимается, и педаль становится мягкой, проваливается, а автомобиль при нажатии на тормоз не замедляется. Тормозные шланги тоже периодически нуждаются в замене. Но не тогда, когда один из них лопнет, а как только вы заметите первые трещинки на их поверхности.

В общем, если вы не бездумный "наездник" и любите своего четырехколесного друга, то и без напоминаний нудных автожурналистов своевременно за ним ухаживаете. Значит, весна не означает для вас глобальных ремонтных работ по всей машине. Если же вы вспоминаете о техобслуживании лишь изредка, то для вас мы каждый сезон пишем свои нотации, и приход тепла — это повод устроить автомобилю всесторонний "медосмотр". И чем чаще его делать, тем короче будет список "самого срочного и необходимого" ремонта. Аминь.

^