11.06.2008
Четвероклассников республики "пропустили" через диагностическое тестирование. Изучалось, как они знают официальный язык Российской Федерации — русский язык. Это мероприятие было проведено по решению минобразования Бурятии во всех общеобразовательных школах. Теперь министерство подвело и распространило итоги. Исследование охватило 92% всех четвероклассников республики. Оно показало, что с каждым годом школьники учатся все хуже.

Тест был как тест. Каждое задание имело несколько вариантов ответа. Школьник должен был выбрать из пяти вариантов ответов правильный. При этом им запретили пользоваться словарями и прочими дополнительными источниками знаний. "Задания теста позволяют оценить учащихся по уровню сформированности знаний и практических умений по разделам русского языка, изучаемым в начальной школе: орфоэпия, фонетика, морфология, орфография, состав слова, лексика, синтаксис", — отмечают в министерстве образования РБ.

Четвертый класс — последний в учебном курсе начальной школы. Дальше все будет почти по-взрослому. Однако дети к следующей ступени не готовы.

40 процентов улан-удэнских четвероклассников получили "тройки". Еще 7 процентов заслужили "двойку", т.е. совсем не справились с заданием. 38 процентов выполнили тест на "четыре", а "пятерку" получили 15 процентов.

Таким образом, получается, что в Улан-Удэ весьма посредственные знания государственного литературного языка показали 47 процентов протестированных учащихся 4 классов. На остальной территории Бурятии двоечников и троечников еще больше. А хорошистов и отличников — меньше. В результате, как говорят исследователи, выпускников начальной школы, показавших слабые и посредственные знания, в нашем регионе - - 52 процента.

Средний балл выполнения теста по республике не дотянул до "хорошо" и составил 3,5 балла.

Более 30 процентов учеников затрудняются в определении "ь" как буквы, не обозначающей звука. Скорее всего, школьники думают, что эта буква как-то читается. И даже не подозревают, как глубоко они заблуждаются.

"Соль" и "солонка" определили в качестве однокоренных слов лишь 43 процента учащихся. Зато 19 процентов провозгласили однокоренными словами "соль" и "солировать".

Представляете разговор.

— Ты что делаешь? — Да так, огурцы солирую.

Более четверти респондентов пришли к выводу, что однокоренными словами являются "парник" и "напарник".

Более половины учеников не в силах разделить предложения по интонации и по цели высказывания. Как ни странно, это вызвало огромные трудности у школьников — неверные ответы дали 56 процентов!

25 процентов респондентов в Улан-Удэ и 19 процентов в районах РБ уверены, что слово "товарищ" имеет на конце мягкий знак. Получается "товарищь".

Слова "грач" и "мяч" тоже заканчиваются мягким знаком — так полагают 20 процентов четвероклассников Улан-Удэ и 10 — в районах.

Огромное число школьников в словах "невзлюбил", "негодует", "ненавидит" написали "не" отдельно. "Это свидетельствует о слабой общей грамотности, плохой начитанности и недостаточном лексическом запасе учащихся", — говорят авторы аналитического отчета.

"Затруднение при выполнении этого задания состоит в том, что учащиеся не видят однородные члены предложения — подлежащее и сказуемое (от 26% до 43%) — значит, не анализируют предложение по смыслу", — также с тревогой отмечают аналитики, говоря об еще одном задании.

Как будут учиться эти дети в следующем классе, не умея анализировать смысл предложения, не понятно.

Каждый пятый относит местоимение "ты" к I лицу, а "мы" — ко II. Специалисты, проводившие анализ детских ответов, полагают, что это "возможно, связано с неверно заданным алгоритмом запоминания принадлежности местоимений к I и II лицу". То есть, возможно, здесь плохо сработали учителя.

Большое число тестируемых не умеют разбирать слова по составу, не видят приставок, суффиксов.

"...в слове "мята" 41% учащихся г. Улан-Удэ и 34% учащихся районов РБ указали, что буква "я" обозначает два звука, то есть учащиеся не знают позиции в слове, когда буквы "е", "ю", "я" обозначают два звука. 47% учащихся ошиблись в определении количества звуков в слове "белье", — отмечается в аналитическом отчете.

Почти для 10 процентов учеников фактический уровень усвоения материала по русскому языку за курс начальной школы не является достаточным для успешного обучения на средней ступени. Этот печальный факт зафиксирован аналитиками.

Аналитический отчет рекомендовал учителям начальных классов при обучении русскому языку увеличить объем тренировочных упражнений разных видов, в результате которых осознанные орфографические умения формируются в автоматизированные навыки грамотного письма. Также рекомендовано шире использовать индивидуальную форму работы с учащимися на уроке и во внеурочное время, продумать и внедрить систему повышения уровня начитанности учащихся, приобщать к пользованию орфографическим, толковым и другими словарями. Директора школ, районные отделы образования тоже получили рекомендации.

Будем надеяться, что следующее поколение четвероклассников Бурятии будет лучше нынешнего осознавать, что парник напарнику совсем не товарищ. Особенно, когда у солонки с солью солируют грачи.

^