22.10.2008
На тему подготовки машины к зиме написано уже столько статей, что еще одна не повредит. Я сама выступала автором нескольких штук, поэтому сегодня хочу предложить вниманию начинающих водителей весь "сок" подобных публикаций. Нормальному пользователю без инженерного образования от огромных диссертаций "Подготовка машины к эксплуатации в холодное время года" практического смысла нет. Нужно лишь знать и соблюдать несколько несложных рекомендаций — и тогда ваше зимнее совместное существование с автомобилем будет проще.

Ездить ли зимой?

Начну именно с вопроса — а надо ли это вообще? Задают его некоторые водители, обычно те, кто только начинает ездить. Можно взять пример со старой гвардии — пожилых дачников на вымирающих "Жигулях". Они не усложняют себе существование и ставят автомобиль на всю зиму. Эти люди не парятся по поводу зимней резины — новая или бэушная, с шипами или "липучка", не гадают, выдюжит ли еще одну зиму пятилетний аккумулятор. Плюсов у зимнего воздержания от вождения столько, что я советую неопытным водителям, которые чувствуют себя неуверенно, зимой не ездить.

Посчитаем. Во-первых, мы экономим деньги: зимняя эксплуатация — это очень дорого. В список включаем зимнюю резину, повышенный расход топлива, новый качественный аккумулятор, свечи, теплую стоянку и т.п. Но одно ДТП может обойтись дороже, чем вся подготовка к зиме. Поэтому, и это второе, не треплем себе ежедневно нервы не только на тему "заведется-не заведется", но и на тему "попаду в ДТП-не попаду". Имейте в виду, что неумелый водитель зимой осложняет жизнь не только себе, но и окружающим. Самое обидное — это ехать плавно и осторожно и быть стукнутым каким-нибудь "чайником". А с нашим перенасыщенным трафиком каждый "чайник" становится опасным вдвойне.

Так что, если вы решили водить круглый год, настройтесь очень серьезно. Забудьте, что летом вы ездили почти хорошо. Летний сухой асфальт прощает многие ошибки. Скользкий гололед накажет вас за нажатый в повороте тормоз или резкий качок рулем. Крутая горка, которую вы шутя штурмуете каждый день, станет неузнаваемой и опасной, когда покроется льдом. Если вы не знаете особенностей поведения вашей машины в зависимости от типа ее привода — передний, задний или полный — то вам нужно срочно это узнать, иначе ваша машина станет вам неподвластна.

Тонкостям зимнего вождения можно посвятить не одну статью и много-много тренировок. Поэтому, если ваша кровь уже отравлена парами бензина, и без езды никак, постарайтесь сначала существовать в особом, прогулочном, режиме. Возьмите инструктора или опытного товарища (их лучше менять, чтобы избежать повторяющихся ошибок и расширить кругозор). В будни пользуйтесь маршрутками, на автомобиле выезжайте по выходным дням, когда машин мало, выберите площадку или пустынный проселок и потихонечку учитесь зимнему вождению. Изучайте поведение машины на скользком покрытии при разгоне, торможении, маневрах передним и задним ходом, изучайте, как работает АБС, добросовестно вырабатывайте устойчивые навыки безопасной езды и после этого уже выходите на зимнюю дорогу.

Простые правила

Мне самой каждую осень ужасно грустно. Так не хочется ездить зимой потому, что жаль машину, которая в морозы так явно страдает!.. Одним своим видом автомобиль по утрам заявляет о нежелании работать: стекла и зеркала покрыты слоем ледка, двигатель заводится с трудом и долго не может согреться, замерзшая коробка неохотно включает передачу, амортизаторы задубевают и напоминают жесткостью ломики....

Главное зимнее правило — это хорошее состояние автомобиля. Легче всего зиму пережить, если состояние всей машины идеальное. Мелочей, увы, нет, зимой особенно. Поэтому замену термостата, ремней, сальников и всего, что просит замены, специалисты советуют произвести перед холодами. Свечи, аккумулятор, масло, фильтры, качество топлива — все влияет на запуск двигателя утром. Однако важен не только старт движка, но и дальнейшая работа всех систем.

Сколько ухищрений изобретают люди для борьбы с холодным запуском двигателя: и автоподзавод, и предпусковые подогреватели, и грелки под машиной! А чтобы не угробить автомат или пуще того — нежный вариатор, машину нужно прогревать на месте, давать двигателю "помослать" на холостых несколько минут. Себе нужно купить электрический подогрев попы, лучший из которых — российский "Емеля". Но ходовую часть от холода не защитить ничем, кроме теплого гаража. Это дорого, стоимость капитального гаража порой превышает стоимость самой машины, да и площади не позволяют настроить гаражей для всех желающих.

Отсюда второе зимнее правило: первые несколько километров всегда нужно ехать потихонечку, даже если двигатель уже согрелся, печка пышет теплом и коробка перебирает передачи охотно. Амортизаторы, шаровые опоры, тормозная система и прочее застыли, а отогреваться ходовка начинает только в движении. Едем очень осторожно, чтобы не "травмировать" амортизаторы или стойки замерзшим и твердым маслом внутри них. Стойки нагреваются во время работы, гася толчки от неровностей дороги, и постепенно обретают свои рабочие свойства. В морозные зимние дни до конца они все равно не отогреваются, поэтому, чем аккуратнее вы будете ездить, тем больше вероятность, что весной амортизаторы не потекут.

Третье правило — избегать перепадов температур. Не нагоняйте в гараже +20 градусов. Достаточно нескольких градусов ниже нуля. Тогда не будет таять снег и лед, который при выезде на улицу превратится снова в лед и разорвет трещинку в пыльнике или в краске. Не треснет лобовое стекло или шпаклевка (она встречается даже на автомобилях, купленных в автосалонах новыми!). Не мойте машину зимой, потому что сделать это с постепенным нагревом, полным высыханием и постепенным остыванием до уличной температуры нереально. Если вы не имеете отапливаемого гаража, не направляйте на лобовое стекло поток горячего воздуха отопителя, включайте обдув стекол еще до того, как двигатель нагреется, чтобы теплеющим воздухом плавно нагревалось и само стекло.

Ну и, наконец. Если вам предстоит дальняя поездка, не отправляйтесь в нее на автомобиле, который может сломаться. Если увидите, что кому-то требуется помощь, обязательно остановитесь, не бросайте коллегу в беде — тогда и вам помогут в случае необходимости. Короткой нам всем зимы!

^