12.11.2008
Вот уж не хотелось бы о грустном, но приходится. Не удается ограничиться формулировкой "приведите машину в самое хорошее состояние, на которое вы способны, и тогда зима пройдет нормально". Знакомые автовладельцы задают вопросы мастерам и своим более опытным товарищам. Обобщив темы, интересующие неопытных водителей, я написала эту не очень радостную статью. Надеюсь, кому-то эта информация может быть полезна.

Самая главная проблема зимой — это затрудненный запуск двигателя. Чтобы понять, почему ваша машина плохо заводится с наступлением холодов, начните с самого простого и распространенного, а уж потом проведите диагностику на хорошей СТО.

Итак, во-первых, масло. Синтетика обеспечивает нормальный старт и защиту мотора от износа лучше других. Второе — это аккумулятор. С ним все просто: звук, с которым он крутит по утрам стартер, расскажет о его здоровье. Быстрое жужжание — это хорошо, и оно не должно вскоре замедляться. Если звук вялый и жалобный, значит, батарея слабовата.

Можно помучиться и обслужить АКБ, но не факт, что она не подведет вас в самый лютый мороз. Если есть возможность, купите новый аккумулятор. А если у вас свежекупленный аккумулятор, но с ним проблемы, то, возможно, он просто не получает зарядку от генератора: тот изношен. Такое сплошь и рядом на немолодых автомобилях. Генератор можно отремонтировать, можно поменять. При покупке бывшего в употреблении будьте готовы к тому, что "новый" окажется ненамного лучше прежнего.

Очень часто плохо заводится мотор из-за свечей зажигания, которые отслужили свое. Новые свечи благотворно влияют не только на запуск, но и на расход топлива и динамику машины. Поэтому, заменив их, вы получите помолодевший автомобиль. Очень смешная причина — из-за своей невысокой стоимости — это грязный воздушный фильтр. Он тоже нуждается в замене, а продувания компрессором и выхлопывания — не способ решить проблему. Это лишь метод диагностики!

Топливо очень сильно влияет на запуск. И качество его (что, вчера заправились подешевле, а сегодня машина трясется и икает?), и сорт. Как ни странно, высокооктановые сорта плохо воспламеняются, и на 92-м машина заводится лучше, нежели на 95-м. Нельзя советовать переходить всем на более низкооктановый бензин, но имейте это в виду. С дизтопливом проще: оно бывает летнее и зимнее, главное, не купить в холода летнего — на морозе ниже —10—15 смесь разных сортов топлива загустевает.

Остальное — это для профессионалов. Сделать диагностику у хорошего специалиста еще не поздно, а устойчивая минусовая температура уже позволила выявить сложности, если они есть. Если машина заводится, это не значит, что она идеальна во всем. Потому что в автомобиле 7—10 тысяч деталей, и каждая должна быть в порядке. К счастью, уход происходит за целым узлом, системой или механизмом, поэтому разбирать машину не нужно.

Тормоза могут показаться вам не очень хорошими. Тормозная жидкость набирает и удерживает в себе воду и за год теряет 10—15% своих свойств. Добавьте сюда и постоянный износ колодок. Поэтому тормоза со временем работают хуже и хуже. Что делать? Менять жидкость раз в два года и следить за колодками.

Увеличивается расход топлива. Это логично, поскольку нужна более обогащенная смесь для запуска, потому что вы прогреваете машину, и даже потому, что сопротивление качению у зимней резины выше. А еще колеса имеют свойство при понижении температуры сдуваться, потому что воздух в них сжимается! Поэтому следить за давлением просто необходимо. Уверена: 90% автомашин ходят с приспущенными шинами. А приспущенная шина — это увеличение расхода горючки, ускоренный ее износ и вероятность разувания колеса в экстремальной ситуации.

У полноприводных автомобилей расход повышается еще и из-за большего количества узлов: раздаточная коробка, кардан, дополнительные один-два дифференциала.... Ведь это хозяйство тоже нужно проворачивать. Поэтому грамотные автовладельцы не экономят на трансмиссионных маслах — льют синтетику. Она круглый год обеспечивает оптимальные свойства и на морозе не застывает.

Бывает такое, что машина не едет. Причина — холодный автомат или вариатор. Этим агрегатам, в отличие от механики, нужно прогреваться. Во-первых, они будут счастливы работе машины на холостых в течение нескольких минут (чем холоднее, тем дольше), во-вторых, медленная езда в начале поездки даст возможность постепенно разогреться, и очнувшаяся коробка будет включать все более высокую передачу. Ходовая часть машины при этом тоже согревается, так что от плавного трогания и нескольких километров неспешного движения одни плюсы.

Кстати, если у вас ходовка изношена, то зимой это проявится особенно. Амортизаторы в холода окончательно выходят из строя, и удерживать автомобиль на заданной траектории им не под силу. Вероятность сбиться с курса и попасть в ДТП они увеличивают в разы. Неисправные амортизаторы разбивают все остальные детали подвески. Но на зиму их обычно прокачивают, а замену производят уже с приходом тепла. Экономия! Сайлент-блоки, шаровые и резиновые втулки в мороз сжимаются, и бренчание подвески усиливается. Выход один — ремонт, потому что на плохой подвеске зимой некомфортно и небезопасно. Управляемость зимой важна как никогда.

Если вдруг стал тяжелым руль, слишком не пугайтесь. Низкая температура плохо влияет на все жидкости, в их числе и жидкость гидроусилителя руля. Она вообще со временем стареет, ее срок — всего 3—4 года у минерального Dexron II, третий "дексрон" живет дольше. Менять что-то еще! Особенно если ваша машина только летом пришла из Японии. Кстати, у японцев часто попадаются жидкости, рассчитанные на мягкий климат. Поэтому менять придется и жидкость в автомате, и антифриз. Повезло тем, у кого машина с Хоккайдо, северного острова: у них климат похож на наш.

В общем, не переживайте раньше времени, наблюдайте за машиной и при первых признаках проблем их решайте. Есть такое золотое правило механика: не чини работающий узел. Проще говоря, следует решать проблемы по мере их поступления. Главное, не прозевать — у автолюбителя мелочей нет.

^