03.06.2009
В крови потомков кочевников жива память о гармонии человека с природой, и они слышат зов предков. А потому святой источник не перестанет дарить людям энергию. Прикоснуться к нему жители Бурятии смогли 28 мая на первом и последнем сольном концерте тувинской группы "Аржаан" (в переводе с тувинского "святой источник").
Для кочевников нет времени — есть только пространство, свист ветра, рокот грома, течение реки, стук лошадиных копыт. Человек подражал окружающим звукам, сливаясь с природой и черпая из нее энергию. Со временем восточные народы оградились каменными домами, городами, потеряв доступ к святому источнику. Группа "Аржаан" предоставила уникальную возможность исправить это положение.

После того как "Аржаан" получил Гран-при международного фестиваля "Звезды Белого месяца", в Бурятии появилось много поклонников этих талантливых ребят. И теперь в зале театра бурятской драмы нет ни одного свободного места.

Концерт под названием "Зов предков" призван показать культуру тувинского и бурятского народов, традиции, обычаи и, в частности, как родилось горловое пение.

"Горловое пение — это отражение природы, — рассказывают "Аржаан". — Оно отражает, как звучит ветер, пещерное эхо, течет ручеек".

Горловое пение — это главная гордость в тувинском фольклоре.

"Существует пять основных стилей горлового пения, — рассказывают "Аржаан". — В этих стилях есть множество подстилей".

Артур Домдынок владеет стилем под названием "хьюмэй" ("гул ветра между скал"). Опула Иртыш — стилем "каргара" ("гортань"). Антон Увангур может воспроизводить "свист ветра в чистом поле" и "шум от хода лошади и ударов стремян". Каждый из музыкантов продемонстрировал свое мастерство сольно.

Ребята обладают потрясающими вокальными данными. Удивительно было наблюдать, например, как Артур Домдынок играет на хомусе (на хомусе играют ртом) и одновременно поет. Чтобы передать звуки природы, были использованы различные ритуальные инструменты, в основном ламаистские: тум, шант, колокольчики. Тувинский традиционный музыкальный инструмент тошкулдук был самым распространенным в дореволюционной Туве и присутствовал практически в каждой юрте. Струны для тошкулдука изготавливаются из крученых бараньих кишок, иногда из конского волоса. Этот инструмент используется для аккомпанемента или в ансамбле с другими инструментами. Играет на нем Артур Увангур.

Эрэст Адурай играет на кергерге — ударном басовом инструменте, который с двух сторон обтянут кожей. "Бьют" по нему особой вогнутой палкой. Четырехструнный смычковый пызанче — один из самых распространенных инструментов. На нем могут играть не только мужчины, но и женщины. Струны для пызанче делаются из конских волос. По легенде, инструмент получил свое название от слова "пыза" — в переводе с тувинского "теленок". "Пызанче" означает "мычание теленка". Артур Домдынок заиграл на нем и в конце с помощью пызанче издал пару звуков, которые действительно похожи на мычание теленка. Зал засмеялся.

Самый сложный инструмент — игэл — среди традиционных струнных инструментов занимает особое место. Жители западной Тувы название инструмента произносят как игил ("вернись"). Игэл имеет интересную легенду. Еще будучи детьми, ребята слушали рассказ бабушек о табунщике Искызыле и его лошади, которую он спас от гибели. Лошадь все же погибла. От зависти богатого хана. Но, придя к своему другу во сне, она просила его не горевать, а сделать из нее музыкальный инструмент.

Игэл получился сложным инструментом с большими возможностями выражения, потому что его создатель, играя на нем, вспоминал свою лошадку и радовался, и гневался на богатого хана, который погубил его друга. Долго играл Искызыл. Долго слушали его люди. Вдруг на вершине горы раздвинулись облака и с небес спустилась точная копия его коня, который к тому же был не один, а с целым табуном коней черной масти.

Все инструменты — уникальные. Они изготавливаются вручную и передаются из поколения в поколение. А еще они чувствуют влияние окружающей среды: достаточно лишь дуновения, и инструменты "расстраиваются". Поэтому ребята настраивают их перед каждым номером.

Поздравить с сольным концертом пришли земляки музыкантов и их друзья. Вместе с группой "Долитэ" "Аржаан" исполняли "Восхваление коня". Из бурятских артистов "Аржаан" сотрудничают только с Сэсэгмой Дондоковой, с ней их связывает дружба. В концерте также приняли участие тувинские борцы, танцоры.

"У нас есть песня, которая традиционно сопровождает тувинскую борьбу", — рассказывают "Аржаан".

Борцы, которые являются земляками и друзьями ребят, исполняли танец орла, в быстром темпе демонстрируя ловкость и силу.

Чтобы зритель понял, о чем поется в песне, и проникся ею, в начале каждой композиции ведущий рассказывал небольшую историю песни. Печальна история "Чашпыхен". В одной из долин жила семья. Между несколькими юртами протекала река, которая служила источником жизни. Но однажды Хозяин тайги забрал реку, и река мгновенно высохла. Вернуть реку он согласился только при одном условии: семья должна принести ему в жертву маленького ребенка. Семья отказывалась делать это. Но маленькая девочка вышла ночью из юрты и сдалась, не пожалев своей жизни ради родных и близких. И река потекла. До сих пор говорят, что в этом месте слышен плач девочки, а река имеет солоноватый вкус.

На концерте прозвучала и полюбившаяся многим песня, исполняемая в честь великой реки Енисей: на ней стоит город тувинцев. Земляки, которые гордятся "Аржааном", в том числе и министр культуры республики Тыва, приготовили для музыкантов небольшой денежный презент от тувинского землячества. Концерт завершала песня, восхваляющая красоту Бурятии, затем зазвучал гимн нашей республики, который приобрел новые краски. Ведь он исполнялся как признание тувинского народа в любви к Бурятии.

"Аржаан" — коллектив с необычайной энергетикой, которая обладает, на мой взгляд, лечебными свойствами. После того как я послушала звучание "Святого источника", исчезла суета, а на душе стало как-то легко и радостно.

^