27.06.2012
Мировой кинематограф переживает кризис идей
«Мадагаскар-3», «Люди в черном-3», продолжение «Белоснежки» - судя по прокату, современный кинематограф переживает явный кризис. Нас пичкают сплошными продолжениями и римейками. Неужели кинематографу пришел конец?

Возрождение мертвых

О том, что кино умерло, говорят давно, но до сего момента кризис идей в Голливуде не вставал так остро. Из мертвых возродили даже «Людей в черном». Грядут «Неудержимые-2». Но последней каплей стал «Новый Человек-паук». После серии «Человеков-пауков» с Тоби Магуайером франшиза ожила в новом воплощении, но кому интересно пересматривать то, что все уже видели?! Причем, не только на большом экране, но и в виде сериалов, мультфильмов, комиксов, наконец. Кстати, премьера третьего «Человека-паука» сопровождалась премьерами таких же триквелов: «Пираты Карибского моря-3», «Шрек Третий».

Даже «Белоснежки» с такими актрисами, как Джулия Робертс и Шарлиз Терон, кажутся неудачной попыткой изложить старую историю на новый лад. Невинная детская сказка превратилась в триллер.

Впрочем, и фильмы, которые не являются римейками или продолжениями, один в один повторяют старые фильмы. Возьмем, к примеру «Прометей». Уродливые существа, которые убивают все живое, те же самые чудища из многосерийного «Чужого». К слову, судя по концовке фильма, «Прометей-2» обеспечен как минимум.

Но даже если закрыть глаза на эту схожесть инопланетных уродцев, какую новую идею несет «Прометей»? В фильме говорится о вере, о вечном желании человека найти ответ на вопрос, кто мы и зачем были созданы. Ответ весьма неутешителен: по фильму люди были созданы совершенно случайно, в результате убийства одного из инопланетян. И наши создатели вовсе не были рады появлению людей и создали биологически смертельное оружие для истребления рода человеческого. В общем, слава атеизму.

Расцвет технологий

Вместе с тем деградация голливудских киносюжетов сопровождается развитием информационных технологий. Это хорошо продемонстрировал Джеймс Кэмерон со своим «Аватаром». Что касается Бурятии, то у нас развитие идет в плане освоения новых форматов кинопросмотра. На днях в Улан-Удэ появился автокинотеатр. Трудно сказать, обретен ли он популярность и что с ним будет, когда наступят сибирские холода, но проект интересный. Обратите внимание, в автокинотеатре вы не увидите новинок проката – здесь можно посмотреть лишь зарубежную классику, ну и футбольные матчи.

Новинок проката и заезженные римейки вы не увидите и на независимых киноплощадках города. Да, молодежь Улан-Удэ группируется для просмотра интересного, ценного кино. Например, в «Кино-дворе» 16 июня можно было посмотреть «Урок танго». Фильм 1997 года и рассказывает он историю любви и непростых отношений женщины-режиссера по имени Салли, которую играет Салли Поттер, и аргентинского танцора Пабло, которого играет знаменитый аргентинский танцор Пабло Верон.
И все же стоит обратить внимание на то, что кризис идей происходит не где-нибудь, а в Голливуде – самом крупном поставщике, который производит практически все то, что мы видим на большом экране.

Новый виток

Вместе с тем можно наблюдать, как расширяется география мирового кинематографа. В последнее время киноведы много говорят и пишут о кинематографических процессах в Латинской Америке, странах арабского мира, Дальнего Востока, стран Африки.

Во многих государствах, ставших независимыми всего несколько десятков лет назад (например, африканских), кинематограф переживает начальный этап своего развития и способствует становлению национального самосознания.

Знакомство с картинами развивающихся стран представляет интерес не только с точки зрения знакомства с национальными культурами, но и с точки зрения поиска новых художественных открытий. Ведь киноиндустрия этих государств не так проникнута коммерческим духом, как ведущие мировые кинофабрики.

Эти процессы можно наблюдать и в Бурятии, где за последние несколько лет произошло такое бурятских премьер, о каком мы и не мечтали.

Возможно, сегодня мы становимся свидетелями нового витка развития кино, ведь кризис – это отправная точка для дальнейшего развития. И может быть, на смену коммерческому Голливуду придет новое кино, и наиболее интересные художественные открытия еще только впереди.

Соня Матвеева, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^