15.11.2012
Конституционный суд России рассмотрел беспрецедентное дело,  обязав пешехода оплатить  ремонт  машины, которая его сбила. Юристы ожидают наплыва подобных исков от автовладельцев и их страховых компаний.

Равные права

Жительница Красноярска, несовершеннолетняя Алексина Райм, переходила дорогу вдали от пешеходного перехода. Водитель успел затормозить, но всё же сбил девушку. Требования родителей Алексины по возмещению ущерба здоровью были исполнены - страховая компания возместила затраты на лечение, материальный ущерб компенсировал автовладелец. Автомобиль, также получивший повреждения в данном ДТП, был отремонтирован страховой компанией, и последняя предъявила иск к родителям девушки, поскольку в аварии была признана виновной именно пострадавшая. Районный и краевой суды сочли требование обоснованным, однако семья Райм обратилась с жалобой в Конституционный суд. Cуд отказал в принятии жалобы, подробно разъяснив причину решения. Таким образом, пешеход, ставший виновником ДТП, не освобождается от ответственности за причиненный материальный ущерб. При этом, как сказано в вынесенном судом определении, владелец автомобиля, согласно статье 1079 ГК, всё же обязан компенсировать причиненный им вред жизни и здоровью независимо от виновности сторон.

Дело Алексины Райм, когда страховая компания автовладельца подаёт в суд на пешехода, виновного  в ДТП, не первое. Однако впервые  суд верховной инстанции  создал  прецедент,  тем самым, объяснив нижестоящим судам нормы законодательства в таких случаях.

Напомним, что и Госдума решила всерьёз взяться за ответственность пешеходов, как полноправных участников дорожного движения, которые должны делить ответственность наряду с водителями и иметь равные права. В скором времени народные избранники внесут поправки в административный кодекс: пешеходы, как и автолюбители, за нарушения на дороге будут платить штрафы. По новым правилам, за переход в неположенном месте и на красный свет недисциплинированным гражданам придется раскошелиться не на 200 - 300 рублей, как сейчас, а на 1000 и 2000 рублей.  Кроме того, установят "драконовские" штрафы и для родителей, которые переводят детей в возрасте до 12 лет в неположенном месте.

Пешеход тоже виноват

За прошедший год в России  зафиксировано 50 млн нарушений по вине водителей, а со стороны пешеходов в 12 раз меньше – только 4 млн. По словам инициатора поправок депутата Старовойтова, данная статистика говорит о том, что инспекторы ГИБДД, несмотря на то что в КоАПе все-таки предусмотрены незначительные штрафы для любителей перебегать на красный свет, лишний раз стараются с ними не связываться.

В Бурятии цифры более приближены к реальности.  Официальная статистика ГИБДД по Бурятии  сообщает, из общего количества наездов на пешеходов примерно четверть совершаются по вине последних. Так  за прошедший год из 448 ДТП с участием пешеходов (67 погибло и 405 ранено), по вине пешеходов произошло 184 ДТП (42 погибло и 149 ранено).

В бурятской страховой практике дел, подобных делу Алексины Райм ещё не было. Однако после прецедента в Конституционном суде, страховщики не исключают, что в нашей республике будут рассматриваться подобные иски.  При этом  некоторые специалисты считают, что это «не по- человечески».

-  Прецедент создан. Возможно,  другие страховые компании будут этим заниматься, но наш филиал вряд ли. Я считаю, что этого делать нельзя, не по- человечески, - заявил руководитель бурятского филиала Московской страховой компании Алдар Бадмаев.

Евгения Балтатарова, «Номер один»

Социальные комментарии Cackle
^