17.07.2013
О том, как в правительстве решили популяризовать самый немассовый вид искусства
Несправедливо обиженное государством учреждение культуры, которое еще с советских времен было призвано воспитывать в жителях Бурятии духовность и любовь к сложным жанрам, таким как симфоническая музыка, возможно, получит шанс на возрождение.

Рокировка


Неожиданно для всех в культурной сфере Бурятии произошла знаковая кадровая рокировка, которая повлияет на развитие таких культовых храмов культуры, как Государственная филармония и Бурдрам. Прежний художественный руководитель Бурдрама Цырендоржо Бальжанов ушел на пенсию, на его место была назначена актриса и певица Эржена Жамбалова, которая последние 15 лет заведовала филармонией. В свою очередь на ее место пришла бывший руководитель информационного центра при министерстве культуры и фактически правая рука министра культуры Тимура Цыбикова Наталья Уланова.

Новоназначенные руководительницы еще не успели приступить к своим обязанностям, а в культурной жизни Бурятии начались изменения. Так, например эстрадный ансамбль «Урагша», созданный Эрженой и Саяном Жамбаловыми при филармонии, плавно перекочевал в Бурятский государственный академический театр. Чем будут заниматься молодые поп-артисты в Бурдраме, пока неизвестно, возможно, они просто займут некоторые помещения театра и будут там репетировать, а возможно, даже примут участие в спектаклях, что, конечно же, привнесет изюминку и оживление в театральную жизнь.

Трудно сказать, было ли кадровое решение Тимура Цыбикова обдуманным или скоропалительным и есть ли какой-то посыл в назначении Эржены Жамбаловой и Натальи Улановой, да и вообще всей рокировки.

Напомним, что слухи об отставке худрука Бурдрама Цырендоржо Бальжанова шли последние несколько лет, актеры почти в открытую бунтовали против своего бессменного творческого руководителя и требовали «молодую кровь» в лице режиссера Олега Юмова, например. Однако более законных оснований, нежели достижение пенсионного возраста, видимо, в министерстве так и не нашли. Но и решение поставить у руля театра Эржену Жамбалову, мягко говоря, непонятное. Эржена Зугдаровна имеет профильное образование и стаж работы в театре в качестве актрисы, но не режиссера. Тем более, что у нее имеется 15-летний перерыв. Министр оказался крайне скуп на комментарии, сказав лишь, что у Эржены Жамбаловой в театре работает много одногруппников и студентов, так что она быстро сможет найти с коллективом общий язык и поддержку. Похоже, заслуженного работника культуры РФ отправили в Бурдрам в качестве миротворца, вопрос только в том, на какое время.

Высокое искусство в сарае

Судьба филармонии с приходом одного из самых креативных за последнее время сотрудников минкультуры может сложиться еще интереснее. Бывший журналист Наталья Уланова уже пять лет работает в министерстве. Ее яркий взлет на небосклоне бурятской культурной жизни состоялся во многом благодаря назначению Тимура Цыбикова. Молодому и энергичному министру нужны были люди под стать, и Наталья не подвела. Ни одно крупное культурное мероприятие или проект в последние годы не обходился без участия Улановой. Она была организатором Байкальского рождественского фестиваля, фестиваля камерной музыки Pizzikato, международного музыкального фестиваля «Голос кочевников», она автор проекта «Музыка кино» и многих других. При этом Наталья успевала совмещать организацию многочисленных фестивалей с работой с общественностью и прессой. Коллеги называют Уланову образцом трудолюбия, смелости, тонкого вкуса и нестандартного мышления. И именно такой человек пришел в филармонию, единственное учреждение культуры республиканского уровня, которому не досталось ничего от щедрых юбилейных даров последних лет.

Филармонию, которую в свое время вообще хотели ликвидировать и, благодаря выгодному местоположению здания, переформатировать в нечто другое, отстояла Эржена Жамбалова. Но и на капитальную реконструкцию денег найти не удалось. Поэтому красивое здание с резными дверями прямо на центральной площади Улан-Удэ выглядит удручающе. Обшарпанные стены, гулкие коридоры и ностальгический запах «совка». Одно из немногих зданий в центре, которые напоминают о прошлом. Первый этаж филармонии в прямом смысле оккупировала «Единая Россия», там разместили общественную приемную Дмитрия Медведева, плакаты с символикой партии и улыбающимся премьер-министром убивают всю романтику храма искусства.

При этом Улан-Удэ - один из немногих городов, в которых за последнее время было построено и реконструировано рекордное количество объектов культуры. Почему же филармония, у которой особая миссия, не получила ничего?

Специалисты в один голос твердят, что филармонический зритель исчезает с каждым годом, существует даже статистика, по которой на одного такого редкого зрителя приходится аж 8 театральных! Сложная академическая музыка, чистое искусство без пресловутого развлечения, с которым сейчас заигрывают театры, все это делает филармонию элитарным и очень редким видом искусства, который при этом почти невозможно монетизировать в провинции. И в этой ситуации помощь государства была бы очень кстати.

Новое дыхание

Наталья Уланова, скорее всего, прекрасно понимает все трудности, с которыми придется столкнуться в ближайшее время. Трудно признать, но всю новейшую историю Бурятии филармония была фактически на бумаге. Коллектив учреждения – это руководство и бухгалтерия. У филармонии никогда не было своего оркестра, каждый раз, приглашая музыкантов из театра Оперы и балета, чтобы сыграть программу, приходилось платить. Отсутствие нормального творческого коллектива не позволяло планировать работу учреждения. Никто не задумывался над тем, что нужно воспитывать новое поколение и так редких слушателей.

С первого взгляда можно подумать, что Наталья Уланова сторонний человек, так как в основном занималась организаторской работой в министерстве и не имеет профильного художественного образования. Однако задолго до назначения, примерно на протяжении года, Уланова работала над проектами именно в филармонии. Приглашались артисты, проводились фестивали. Стало известно, что незадолго до вступления в должность Наталья успела съездить на съезд Союза концертных организаций России, где обсуждались серьезные вопросы развития академической музыки в России, роль филармонии, проблемы авторского права композиторов и так далее. На этом съезде бурятская филармония вновь вступила в Союз, что дало ей право бесплатного обучения специалистов, появились связи, которые потом могут существенно помочь в организации концертов известных исполнителей не только России, но и мира.

В отсутствие базового коллектива с приходом толкового менеджера, судя по всему, бурятская государственная филармония станет неким продюсерским центром, который постарается сделать академическую музыку не только интересной, но и популярной у подрастающего поколения, у более широкой аудитории.

Евгения Балтатарова, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^