02.04.2014
Новые ограничения для такси, которые собирается вводить минтранс Бурятии (вроде обязательной раскраски машин в желтый цвет), как всегда, коснутся только легальных перевозчиков. «Теневые» структуры, которые уже и так контролируют большую часть рынка, чиновники как всегда старательно не замечают. Не замечают усилия минтранса и «теневики», стремительно развиваясь и придумывая новые форматы работы.
Несколько лет назад Бурятия пережила приход автоматизированных служб заказа (такси «Максим» и т.п.), которые позволяли удобно и легко «бомбить» без всяких разрешительных документов и вообще привязок к каким-либо легальным структурам. В сочетании с ужесточением официальных правил со стороны государства это привело к практически полному вымиранию легальных фирм такси. Остались лишь немногие, да и те стали перенимать схемы всем теперь известной диспетчерской службы «Максим».

Теперь, судя по всему, в Бурятию заходит новый игрок, который предлагает жителям еще более удобные условия для заказа такси.

Саморегулирующееся такси 

Новая служба inDriver, которая начинает заходить в Улан-Удэ, предлагает клиентам пользоваться услугами такси без общения с диспетчерами – через специальные приложения для смартфонов, а также через интернет-сайт. Более того – цену за поездку назначает сам пассажир, указывая ее в своей заявке. Водители могут согласиться или не согласиться с этой ценой. Таким образом, вводится некая система торга – клиент может повысить цену, если на предыдущую не откликнулся ни один водитель.

Но, пожалуй, одним из главных преимуществ новой системы (в том случае, если она успешно заработает) станет обратная связь клиента и службы. Пассажиры смогут оставлять свои отзывы и выставлять оценки буквально по каждой машине, а водителей будут делить на тех, чей статус проверен, и тех, у кого не проверен. Если водитель отлично справляется со своей работой, благодарные клиенты своими отзывами повышают ему рейтинг. И новые клиенты, глядя на эти оценки, охотнее вызывают именно его. Кроме того, он может ставить более высокие расценки на свои услуги – многие клиенты будут готовы заплатить дороже за более качественную услугу.  

Также новая система, как заявляют ее создатели на своем сайте, подразумевает некую карту, на которой буду обозначены все водители, работающие в системе, причем каждый – со статусом «свободен» либо «занят», а также рейтингом.

Такие новшества при правильной подаче могут прийтись по душе жителям Улан-Удэ. В этом случае легальные службы такси с сертифицированными автомобилями и лицензированными водителями могут оказаться в еще большем минусе.

Напомним, органы власти в последнее время вводят все новые ограничения для представителей этого бизнеса. Совсем недавно в правительстве республики был представлен законопроект, который определит единый цвет для всех такси города, а именно – желтый.

Естественно, службы заказа такси, вроде «Максим», эти ограничения исполнять вряд ли станут, учитывая, что абсолютное большинство водителей, работающих по этим схемам, вообще не имеют лицензии. Такая же ситуация будет, скорее всего, и в случае с новой службой. При всех ее достоинствах легальной службой такси ее назвать сложно.

Стать таксистом по этой системе сможет любой водитель, у которого есть авто. Для того чтобы начать работу, даже не обязательно приходить в офис, просто предоставить копию паспорта или прав через интернет. Можно обойтись вообще без документов, правда, в этом случае статус водителя на карте будет отображаться как «непроверенный». Никаких медосмотров, никаких соцпакетов. Все по схеме того же «Максима», но в более технологичном виде.

Чиновники не нужны 

На этом фоне старания властей республики по оптимизации этой сферы выглядят несколько бессмысленно. Введение новых ограничений для легальных такси при такой конкуренции вполне могут быть просто убийственными. Сегодня вполне реальна перспектива вымирания лицензированных служб такси и полного контроля над сферой компаниями вроде «Максима» или inDriver. 

Главное условие сохранения легального бизнеса - это, конечно, пересмотр политики властей в отношении такси. Здесь тоже может быть несколько вариантов: либо ужесточение работы в отношении нелицензированных таксистов и, как следствие, результативная борьба с полулегальными службами заказа такси. Этот вариант практически нереализуем – нет у государства ни политической воли, ни соответствующих механизмов.

Второй вариант – перестать изображать бурную деятельность по наведению порядка в сфере такси (от которой по факту один только вред). Отменить дурацкие ограничения, ослабить налоговое давление. Предоставить рынку возможность развиваться нормально. Как видим, на нем без всяких чиновников появляются вполне интересные идеи, которые в потенциале могут привести к повышению качества и безопасности перевозок. Чего, собственно говоря, и должен хотеть минтранс.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^