05.06.2014
В связи с тем, что в 2014 году отмечается 250-летие Института Пандито Хамбо Лам России, М-Журнал публикует материал фотографа Сергея Тарасенко.  История в том, что 22 июня 1764 года Екатерина II учредила пост Главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья, даровав его Дамба Даржа Заяеву. Два года спустя буддийское духовенство признало Екатерину II воплощением богини Белой Тары. В наши дни этой богиней объявлены президенты Медведев и Путин.
Вот уже девять лет по осени я верстаю буддийские лунные календари. Каждая страница в них посвящена какому-либо дацану Сангхи России. Иногда в календарь берут мои фотографии. Иногда даже удаётся попутешествовать по дацанам и святым местам Бурятии, посетить молебны (хуралы) и национальные спортивные состязания. Однако, большая часть фотографий из этих поездок вообще никуда не идёт. Потому как — что для календаря нужно? Правильно: «приличный» вид дацана и групповой снимок лам и прихожан. Или всё это в одном флаконе. Чем больше лиц на групповом фото — тем выше покупаемость! С этим веским доводом никак не поспоришь. Ведь для многих жителей районов Бурятии календари эти — едва ли не главное украшение дома. Естественно, они хотят видеть себя там при полном параде.

Между тем, «не парадные» снимки, на мой взгляд, весьма интересны в плане этнографии. Привычное для местных иногда может даже шокировать неподготовленного зрителя. Чего стоит только обряд, во время которого люди поливают Землю водкой и молоком! Или ритуал сжигания различных продуктов. Или такие бытовые мелочи, как, например, «английский замок» в виде прислонённого к двери полена в жилище хувараков…

В этом году отмечается 250-летие Института Пандито Хамбо Лам России. 22 июня 1764 года Екатерина II учредила пост Главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья, даровав его Дамба Даржа Заяеву. Два года спустя буддийское духовенство признало Екатерину II воплощением богини Белой Тары. В наши дни этой богиней объявлены президенты Медведев и Путин. Звучит это несколько комично, но, очевидно, эффективно помогает в восстановлении разрушенных в 1930-х годах дацанов. И, кстати, наводит на мысль, что аналогично должны были бы почитаться и коммунистические правители. Однако, в Сангхе, например, существует некое негласное табу на упоминание имени Агвана Доржиева, сотрудничавшего с Советской властью. В связи с этим некоторые дацаны Бурятии не входят в Традиционную Сангху. А ведь он, по идее, всё правильно делал — пытался объяснить Ленину, что буддизм это то же самое, что и коммунизм — всё для блага всех. В результате же пал жертвой репрессий.

И ещё вот из наблюдений, о коммунизме: на больших буддийских праздниках где-нибудь в сельской местности прямо-таки витает его дух! Это всеобщее единение, какая-то беззаботная радость и бесплатный обед за общим столом. Пацаны поголовно увлечены борьбой, девчонки танцуют и поют. Мужики трезвые. Идиллия.
Социальные комментарии Cackle
^