18.06.2014
По соседству с Кяхтой начинает работу «вторая Маньчжурия». 22 июня у южной границы республики, на сопредельной стороне, пройдет торжественный запуск в работу первой монгольской свободной торговой зоны «Алтан-Булаг». Она организована в одноименном монгольском городе и будет находиться в непосредственной близости от границы.
Обещанного 10 лет ждали 

О строительстве свободной зоны было объявлено более 10 лет назад. По планам правительства дружественной страны она должна стать конкурентом китайского торгового города Маньчжурия – места притяжения многотысячной армии торговцев из Иркутска, Улан-Удэ, Читы и других регионов Сибири. И не только торговцев. Немало обычных жителей Бурятии, не предпринимателей, едут в Маньчжурию (и соседние города КНР), чтобы просто купить новую одежду, заказать хорошую мебель и т.д. 

В последние годы изменился курс юаня и резко ужесточились российские правила беспошлинного ввоза товаров. Поток покупателей в Маньчжурию стал меньше, но люди все равно едут… Самый элементарный метод – приехать в Маньчжурию в самой старой, ободранной одежде, переодеться в новую, купить товара с собой (в рамках российской беспошлинной нормы ввоза) и уехать. Старую одежду просто выбрасывают в мусорный бак. 

По примеру Маньчжурии, которая является как транзитно-оптовым, так и розничным центром торговли, самый близкий к РБ монгольский город тоже может стать заметным транзитным, оптовым, розничным узлом. 

«Монголы придают очень большое значение свободной зоне. Она находится на границе, прямо на переходе «Кяхта – Алтан-Булаг». В церемонии будут принимать участие представители бизнеса, инвесторы из Китая, Республики Корея, России, ожидаются и представители США. Монголы очень внимательно следили, как проходила последняя встреча в Шанхае – по договоренности между Россией и Китаем в 2015 году товарооборот между нашими странами должен составить сто миллиардов долларов. Даже если одна десятая часть товаропотока между нашими странами пойдет через Алтан-Булаг, то для монголов это будет значимое событие. На планерке у главы Бурятии заходила речь об этом. И делегация наша поедет. Сейчас, на открытии, работа будет построена в виде выставки-ярмарки. В воскресенье открывается и будет работать неделю», - говорит Сергей Будажапов, руководитель Представительства РБ в Монголии. 

Как он отметил, в свободной зоне установлены серьезные налоговые льготы для инвесторов. 

Когда планы создания свободной зоны только начинали обсуждать, монголы обещали, что в зоне «Алтан-Булаг» ассортимент товаров и цены будут не хуже, чем в Маньчжурии, а дорога -- гораздо ближе и удобнее. Думается, что монгольская сторона постарается сдержать то давнее обещание. Потому что, если «Алтан-Булаг» не сможет сравняться с Маньчжурией, то этот амбициозный проект можно считать мертворожденным. Будет очень обидно за огромные деньги, вбуханные в свободную зону.

Что ждет торговцев Бурятии? 

Не зная сейчас ничего про ассортимент, цены, уровень криминала и глубину алтан-булагского гостеприимства, однозначно можно сказать лишь о дороге. Действительно, путь от Улан-Удэ до погранперехода «Кяхта – Алтан-Булаг» -- это всего три часа езды на автомобиле. До перехода «Забайкальск – Маньчжурия» гораздо дальше. При этом до монгольской свободной зоны можно доехать по родной Бурятии. А чтобы добраться до Маньчжурии, приходится въезжать в Забайкальский край. 

За последние 12 лет в эту свободную торговую зону было инвестировано 23 млрд тугриков. А расстояние между Маньчжурией и Алтан-Булагом – 1320 км. Жители России могут въехать в торговую зону без визы. А жители Монголии смогут попасть на территорию зоны по водительскому удостоверению или паспорту. 

Начало работы зоны является для обычных покупателей Улан-Удэ скорее положительным явлением, чем негативным. Но на бизнес это окажет неоднозначное влияние. 

Магазины и торговые центры Улан-Удэ, других районов республики (особенно лежащих близко к Монголии), в которых торгуют верхней одеждой, обувью, мебелью, коврами, запчастями для автомашин, стиральным порошком, шампунем, а, возможно, даже и компьютерной техникой, фотоаппаратами, смартфонами, телевизорами и косметикой, стоят перед угрозой потери части покупателей. Насколько она окажется значительной, зависит от того, что сумеет монгольская зона предложить жителям Бурятии. Может дойти даже и до потерь на рынке тушенки и прочих мясопродуктов. Кто запретит улан-удэнцу ввезти из Алтан-Булага ящик тушенки для личного потребления, если «тушняк» будет иметь нужные сертификаты качества? Да и алкогольные напитки, сигареты тоже будут ввозить в разрешенных объемах. 

С другой стороны, приближение к РБ точки мелкооптовых закупок товара уменьшит накладных расходы, позволит местным магазинам снизить цены. Но тут надо иметь в виду, что закуп и транспортировка товара -- лишь часть накладных расходов. Их уменьшение могут запросто «компенсировать» галопирующие цены на услуги ТГК-14 и других монополистов от ЖКХ, на электричество, налоги, отчисления в Фонды. 

Чрезвычайно траурные предчувствия имеются насчет торговой сферы в пограничных г. Кяхте и п. Наушках. Судя по всему, скоро каждый совершеннолетний житель Кяхты будет иметь загранпаспорт для переезда через границу в безвизовый Алтан-Булаг. 

Среди кяхтинцев возникнет такое явление, как «кэмелы», -- местные жители, которые за умеренную плату составят вам компанию в поездке на монгольскую сторону и ввезут под своим именем положенную, не облагаемую таможенными сборами, месячную норму самых разных вещей. 

Часто «кэмелами» будут работать южнобурятские алкоголики, тунеядцы и пенсионеры. Для них развитие и процветание свободной зоны «Алтан-Булаг» -- залог нового ежемесячного источника денег. Пусть небольших, но не лишних. Если переход на ту сторону будет легким, то местные смогут ходить туда каждый день завтракать-обедать, отмечать дни рождения, юбилеи. Когда через пару лет на севере Монголии запустится первый нефтеперерабатывающий завод, то будут ездит за границу, чтобы подешевле заправить автомобиль. В текущем году в соседней стране родится 3-миллионный житель, что еще больше утвердит ее в качестве самого населенного региона Байкала. Очевидно, недалек тот день, когда сельчане РБ будут продавать овечью шерсть в Монголию как сырье. Монголия старается превратиться в локальную зону экономического притяжения, вытягивающую деньги, ресурсы из окружающих территорий. Сия зона будет не такая мощная, как КНР, но монголам и не надо много – они давно не страдают планетарными амбициями. 

Что касается того, насколько монгольская экономическая новинка отразится на макроэкономических показателях РБ, то пока радостных перспектив не заметно. Прежде всего, может снизиться, а то и совсем прекратиться ежегодный прирост оборотов розничной торговли в РБ. А безработица, напротив, рискует вырасти за счет разорения торговцев. 

У Кяхты судьба Забайкальска 

Трасса «Улан-Удэ – Кяхта» по своему значению для Бурятии может превзойти трассу «Москва – Владивосток» и стать главным торговым путем республики. Бурятским Шелковым путем. Но Кяхте оживление торговли не принесет взлета. Она останется таким же маленьким неразвитым городком. 

Вспомним: что дало увеличение торговли через переход «Забайкальск – Маньчжурия» соседнему читинскому Забайкальску? Ничего. Он остался пыльным захолустным поселком, провинциальной сибирской «дырой». А город Маньчжурия расцвел и застроился небоскребами. 

С Кяхтой будет аналогично. Южнобурятский городок останется в застое, а монгольский Алтан-Булаг расцветет. До уровня Маньчжурии Алтан-Булаг, конечно, не расцветет -- Монголия не Китай, но шаги вперед будут стремиться делать. 

Монголия – не Китай. И шаги мельче, и процессы медленнее. Но как бы нерасторопно ни работали в Стране степей, монголы двигаются к намеченным целям. Так, после срывов автомобильный пункт пропуска «Кяхта – Алтан-Булаг», все же может перейти на 24-часовой режим работы. 

«Переход на круглосуточный режим, который они обещали с 1 июня, сделан не был. Сомневаюсь, что и с 1 июля это будет. Думаю, что с нового года, скорее всего… Поскольку у них финансирования нет. В Монголии сейчас очень сложно в финансово-экономическом отношении - думаю, что вполне прозаические причины не позволяют им перейти на круглосуточный режим», -- констатирует Сергей Будажапов. 

Продолжают монголы и работу над восстановлением безвизового режима с РФ, который в годы перестройки и подъема антирусских настроений в соседней стране был отменен. 

«Отмена безвизовых поездок состоялась по их инициативе, - напоминает Сергей Будажапов. – Российская сторона давно заявляла, что Россия готова к восстановлению, но надо выдержать ряд условий, на которые монголы шли тяжело. Сейчас они дозрели». 

Вполне возможно, что в августе, когда президент РФ Владимир Путин приедет в Монголию на празднование 75-летия разгрома японских милитаристов на реке Халхин-гол, там состоится подписание межправительственного соглашения о безвизовом режиме. 

Петр Санжиев, «Номер один». 

Социальные комментарии Cackle
^