27.06.2014
На днях с помпой отметили очередной юбилей – двадцатилетие Народного Хурала Республики Бурятия. Самое время подвести какие-то итоги.

Что дало населению республики это многочисленное собрание? С формальной точки зрения результат поражает своей масштабностью. Тысячи принятых законов и постановлений за два десятка лет – это солидно. Сразу видно – без дела депутаты не сидели. Но давайте зададимся простым вопросом: насколько  помогли эти законы улучшить жизнь граждан республики?

Прежде всего, лучше стали жить чиновники и сами депутаты Народного Хурала, работающие на постоянной основе: помимо огромных зарплат, они имеют еще и многочисленные льготы  и доплаты, которые установили себе сами. А после выхода на пенсию эти две категории «слуг народа» получают еще и доплаты к пенсиям, исчисляющиеся сотнями тысяч рублей. Все эти средства берутся из республиканского бюджета, который наполовину состоит из  средств, поступающих из федерального бюджета. Ничего удивительного нет в том, что рядовые граждане живут значительно хуже – общий пирог делится очень уж непропорционально. Маленькие пенсии, стипендии, мизерные пособия на детей, инвалидов и других «социально незащищенных» граждан разительно контрастируют с доходами чиновников и депутатов.

Экономическая политика, определяемая принятыми Народным  Хуралом законами, привела к тому, что Бурятия отличается от других регионов страны низкими зарплатами, но повышенными ценами на все, от электроэнергии до продуктов питания, от коммунальных услуг до транспортных расходов. Тяжело живется предпринимателям, особенно мелким. Они придавлены налоговым прессом и высокими ценами (на энергию, транспорт, услуги).

Еще один простой вопрос: а зачем нам, гражданам небольшой республики, вообще нужен собственный парламент? Ведь в огромной России есть большой парламент – Государственная Дума Российской Федерации. Именно Дума принимает законы, которые затем прилежно переписывают депутаты Народного Хурала, адаптируя их к республиканским реалиям. Конечно, самим депутатам Народный Хурал очень нужен; многие из депутатов решают в парламентских кулуарах вопросы своего бизнеса, лоббируют выгодные для себя законы.

Для рядовых россиян достаточно одного парламента на всю страну. Иметь в каждом регионе собственный парламент – верх расточительства, попустительства аппетитам чиновничества. Это пустое растранжиривание бюджетных средств. Государственная Дума может выпускать единые для всей страны законы, а все нюансы, региональные особенности могут учитываться в подзаконных актах по предложениям региональных правительств. Понимаю, что сразу отказаться от региональных законодательных собраний не даст то же чиновничество и многочисленный депутатский корпус. Но надо же когда-то заканчивать с этим безумием!  Распустили Конституционный суд РБ и что, – мир от этого не рухнул. Народ даже не заметил этого эпохального события. Упразднить Хурал – это пройдет так без потрясений. Я лично считаю, что первым шагом должно стать резкое сокращение численности депутатов – до 10-15 человек.

Хотел бы отметить, что все атрибуты независимого государства  республики в составе Российской Федерации получили в период так называемого «парада суверенитетов», когда развалился СССР, и готовилось расчленение самой России на несколько десятков мелких республик. Для этого и принимались региональные Конституции, вводились посты президентов республик, учреждались собственные парламенты. Мы остановились «у самой бездны на краю»…

Игорь Бобков, гражданин.
Социальные комментарии Cackle
^