03.12.2014
Безвизовый режим с Монголией, на который возлагают надежды наши власти, помимо прочего вскрыл и явные недостатки, которые до этого в глаза не бросались. Теперь внимание к приграничным территориям более пристальное. И то, к чему привыкли постоянные посетители соседнего государства, теперь режет глаз.
Некрасивое «лицо»

В частности, глава Бурятии на последнем Совете старейшин резко раскритиковал обстановку в Кяхте. «Наше лицо», по словам главы, оказалось не в лучшем состоянии. Причем, первое, на что обратил внимание глава, – это состояние территорий, по которым проезжают туристы и с той, и с другой стороны.

- Я понимаю, что идет стройка и все прочее, но это не оправдывает нас. Плиты валяются, какие-то трубы валяются, и никому это не надо. Наведите порядок, – заявил глава. – Там надо постоянно следить, гонять строителей. Ведь если никто не гоняет, то кучи мусора будут валяться еще два года.

Такая критика звучала в первую очередь в сторону главы Кяхтинского района Александра Буянтуева. Ему было дано поручение благоустроить центральную улицу города уже в следующем году.

Кроме этого, в Кяхте планируется построить ряд объектов для туристов. В их числе не только магазины, но и туалеты, которыми сегодня город, по всей видимости, не богат.

Вообще, инфраструктура Кяхты - это сегодня больной вопрос. При создании зоны свободной торговли «Алтан-Булаг» некоторыми экспертами поднимался вопрос о том, чтобы сделать эту зону трансграничной – то есть не только на монгольской стороне, но и на нашей. Это могло бы стать серьезным плюсом к экономике Бурятии. Но пока это только мечта.

 - Есть такая альтернатива, правда, пока очень эфемерная, о создании трансграничной свободной зоны Алатн-Булаг – Кяхта. Но опять же здесь очень много вопросов. Начиная законодательством и заканчивая вопросами инфраструктуры. Конечно, звучит заманчиво – сделать из Кяхты тот пункт, каким она была в 19-м веке. Знаменитая Песчаная Венеция, Чайный путь. Но претворить это в жизнь будет чрезвычайно сложно, считает Владимир Родионов, кандидат политических наук, сотрудник Центра социально-политических исследований БГУ.

В любом случае сегодня нужно решить сначала локальные задачи – построить туалеты и избавиться от строительного мусора. О более далеких планах речь пока не идет.

Долгая таможня

Другой вопрос, который сегодня озаботил туристов, особенно с монгольской стороны – это таможенный контроль. За относительно небольшой период после введения безвизового режима этот вопрос поднимался уже не раз.

Сначала – монгольскими чиновниками, недавно приезжавшими в Бурятию обсудить долгожданное нововведение. Там они попросили поставить эту проблему на федеральном уровне, чем вызвали одобрение местных властей.

- Теперь нам надо максимально упростить переход через границу. Максимально. И многорядное движение, и оформление документов, чтобы переезд через границу был приятным. Час не надо ждать. Две минуты, - заявил спикер Хурала Матвей Гершевич, присутствующий на этой встрече.

Поднимался этот вопрос и на недавнем Совете старейшин. Здесь уже настала очередь главы республики возмущаться долгими таможенными процедурами. С пункта пропуска уже стали поступать жалобы не привыкших к устоявшимся здесь правилам туристов, обрадованных безвизовым режимом.

Причем, основное время уходит на прохождение российской границы. Монгольские таможенники пропускают туристов гораздо быстрее.

Для того чтобы победить таможенную машину, убивающую время путешественников, глава дал поручение пограничному управлению, таможенной службе и зампреду правительства по развитию инфраструктуры Николаю Зубареву.

- Ну что всех шмонать, я не понимаю. Я несколько раз пересекал границу в «Домодедово», и там все выборочно. Идешь и даже не замечаешь таможенников. У нас же 100-процентный досмотр всех абсолютно. Ну зачем это нужно? Правила и законы у нас едины, поэтому не надо здесь создавать условия негостеприимства, - возмущался Вячеслав Наговицын. - Пускай они съездят и поучатся у той стороны, как надо делать. И пускай тоже создадут условия для туристов.

Ажиотаж не у нас

Впрочем, с недостатками таможенного контроля и приграничного сервиса сегодня сталкиваются по большей части монголы. Ведь до сих пор со стороны Бурятии не наблюдается огромного потока желающих посетить соседнее государство. А вот с монгольской стороны количество въезжающих резко увеличилось.

- Народ очень рад, – говорил министр иностранных дел Монголии господин Болд. – С нашей стороны вдвое увеличился поток посетителей, в первый день перешли границу две тысячи жителей.

На границе с монгольской стороны в первый же день выстроились очереди. Видимо, желание приехать в Россию у монголов гораздо выше, чем у россиян – побывать в Монголии.

При этом на Совете старейшин глава Бурятии отметил, что из 26 тысяч въезжающих ежегодно в Бурятию туристов 10 тысяч – представители Монголии. И это данные прошлого года, когда безвизовым режимом и не пахло. Каков же будет теперь этот показатель, остается только гадать. Но при таких темпах доля монгольских туристов вполне может вырасти до половины от общего числа, а то и больше. Ведь путешественники из других стран в Бурятию приезжать не торопятся.

- Иностранный богатый турист оказался вредным. Его показывают на джипе, он весь грязный, катается по тропикам. Но потом он ставит джип, и ему нужен отличный пятизвездочный номер, душ, сервис, бар. А на следующий день снова «идет в бой». Нам нужна инфраструктура, - отметил глава. - Мало экстремалов, которые хотят в 40-градусные морозы посидеть в нашем туалете на улице. Мало, ну что сделаешь, хотя есть и такие.

В итоге получается, что основной поток въезжающих (не обязательно туристов) уже сегодня приходится на Монголию. И после введения безвизового режима он будет только расти. В отличие от избалованных европейцев, монголам не нужны пятизвездочные гостиницы. Хотя это вовсе не значит, что не нужно работать над инфраструктурой и имиджем, в том числе и на границе.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^