27.02.2016
Маленький взрослый
Как правильно пройти все сложности подросткового периода?

Еще вчера он был ребенком – смеялся до упаду и засыпал в обнимку с медвежонком. А сегодня любимое чадо уже не узнать: за лето вытянулся, не слушается и дерзко заявляет, что уже взрослый и имеет право самостоятельно решать, что делать. Напуганные родители не знают, что делать и как себя вести с «внезапно» выросшим ребенком. Современным родителям справляться с «маленьким взрослым» стало еще сложнее. В 21 веке подростковый период стал более долгим, чем раньше: теперь он длится не до 17, а до 20-25 лет. 

Подростковый кризис

- Игорь Валерьевич, к нам регулярно поступают вопросы от наших читателей, которые просят рассказать, как правильно вести себя с ребенком подросткового возраста. В чем же особенности этого периода жизни, которые пугают многих родителей? 

- Подростковый возраст – один из самых сложных периодов человеческой жизни. Этот возраст настолько противоречив, что его называют подростковым кризисом. В это время происходит большое количество самых разных изменений - такого не было с момента рождения. Естественно, все это не может не сказаться на психологии подростка. 

По старой периодизации подростковый возраст длится с 10-12 до 16-17 лет. Однако некоторые исследователи говорят о сегодняшней пролонгированности подросткового периода до 20-25 лет. Это связано с тем, что мир стал намного сложнее, и чтобы освоить определенные социальные роли, человеку требуется больше времени. 

Этот возраст сложен как для самих подростков, так и для их родителей. У подростков меняется все, начиная с тела, которое трансформируется очень быстро и достаточно сильно. Ребенок сам не успевает привыкнуть к телу. Например, вы можете брать предметы, не глядя на них, потому что точно знаете, дотянетесь вы до них или нет. Подросток, проснувшись однажды утром, вдруг неожиданно для себя обнаруживает, что его рука выросла. Он пытается взять предмет, но промахивается. Поэтому он такой нескладный в движениях и угловатый. Естественно, по этому поводу он может начать комплексовать. 

Меняется и его гормональный фон, причем сильнейшим образом. Появляются новые переживания, чувства, которые раньше он никогда не испытывал. Все это – новое и неизвестное - порой и его самого пугает. Меняется настроение - ребенок, который был веселым и беззаботным, может вдруг стать грустным и подавленным. 

Изменения касаются и его интеллектуальной, когнитивной сферы и сферы самосознания. Происходит то, что называется самоидентификацией. Подросток начинает искать себя, хочет ответить на вопрос, кто он такой. В этот период для ребенка характерна частая смена интересов и хобби. Родители в недоумении – «ты не знаешь, чего хочешь, возьмись за ум!». Здесь надо понимать, что подростку просто необходимо «поискать себя». От того, как он пройдет этот период, будет зависеть его дальнейшая жизнь, каким он будет взрослым человеком и личностью. Поэтому очень важен такт взрослых, то, насколько они понимают, что происходит с ребенком. 

«Я знаю все сам»

В этот период очень часто начинают появляться явления негативизма – ребенок в штыки воспринимает то, что говорят ему родители. Наставления взрослых воспринимаются им как попытка навязать ему, взрослому, свое мнение. Это один из основных конфликтов, который происходит между подростком и взрослым. Потому что взрослый все еще воспринимает его как ребенка, а подросток чувствует себя взрослым и отстаивает свое право иметь личное мнение. 

- Необходимо очень аккуратно выстраивать общение с выросшим ребенком…

- Подросток – это маленький взрослый человек, и ему нужна наша поддержка. Родительское «ты будешь делать так, как я сказал» уже не работает. Авторитарное указание может вылиться в бунтарство, когда подросток начинает все делать назло. «Я взрослый, и они не имеют права мне запрещать», - считает он. Ему говорят – иди в школу, он не идет. Делай уроки - не буду. Курить вредно – я сам все знаю. Второй тип реакции – это подчинение. Подросток делает то, что ему говорят, ведь «другие знают, что лучше». В результате у ребенка не формируется такое важное качество личности, как самостоятельность. И когда в будущем, уже во взрослой жизни, приходит время сделать самостоятельный выбор, он его сделать не сможет – не научился. Он будет ждать, когда ему скажут, как нужно сделать.    

Чувство взрослости для подростка нормально, оно должно проявляться. Угроза заключается в том, что, обладая чувством взрослости, подросток не владеет необходимыми знаниями и навыками. Ему только кажется, что он взрослый, что во всем разобрался и все знает. Помощь взрослого ему просто необходима, вопрос в том, как она будет предоставлена – в виде указок или приказов подросток ее не воспримет. Старая тактика родителя «я взрослый и ты обязан меня уважать» сталкивается с подростковым «я тоже взрослый и никому ничего не обязан, ты должен заслужить мое уважение». 

Поэтому родителям нужно научиться общаться с подростком на равных, чтобы он не чувствовал себя ребенком, но стал для родителя человеком со своим мнением. А когда взрослый человек уважает мнение другого взрослого? Тогда, когда к его мнению также прислушиваются.  

Кто не с нами, тот против нас

Но самое важное, что происходит в этот период с ребенком, - это то, что для подростка становится особенно важно общение со сверстниками. Все остальное отходит на второй план – и учеба, и родители. Надо понимать, что это нормально и закономерно. Потому что именно в общении со сверстниками подросток усваивает социальные роли, учится общаться и учится быть взрослым. Наибольшее количество проблем связано именно с тем, что родители оказываются не готовыми к изменениям, которые произошли с их ребенком. 

Часто в подростковом возрасте ребенок начинает плохо учиться. Почему? Причин множество. Нередко в начале полового созревания ухудшение в учебе связано с чисто физиологическими причинами. Рассеянность, быстрая утомляемость – это следствия изменений в его физиологии, гормональном фоне. Естественно, это необходимо учитывать родителям. Кроме того, повлиять на учебу может страх насмешек, гиперчувствительность к общественному мнению. Еще один вариант, почему подросток начинает плохо учиться – это то, что в группе сверстников, к которым он примкнул, учеба – это не престижное занятие. В этой группе отличников называют ботаниками, хорошо учиться – так же «позорно», как беспрекословно слушаться маму и папу. 

Худший вариант, когда подросток попадает в асоциальные, криминальные группы. Почему они так притягательны для подростка? В этом возрасте ребенок – максималист, весь мир он делит на хороших и плохих, на черное и белое. У подростка еще нет осознания, что один и тот же человек может быть и хорошим, и плохим одновременно. Поэтому в общении с взрослыми ему сложно и непонятно – ему кажется, что взрослые часто лицемерят и врут. А в жестко структурированной закрытой группе асоциальной направленности все понятно – кто главный, кто подчиненный, что надо сделать, чтобы подняться по иерархической лестнице. Как говорится - кто не с нами, тот против нас. 

- Что же делать, чтобы подросток не попал в такую опасную группу?

- Такой группе должна быть альтернатива. Вспомните, в 90-е годы у нас было много подростковых группировок – в каждой школе, в каждом районе. Почему? Потому что не было альтернативы тому, чем заняться после школы. Учиться? Это для подростка второстепенно. Повторюсь, ему необходимо общение со сверстниками. А где его найти? Конечно, на улице. В этой связи очень хорошо, когда подросток занимается в каких-то кружках и секциях. В этом плане спортивные секции – очень хорошая альтернатива таким группам, потому что в спорте тоже все ясно, все структурировано и происходит по установленным правилам. 

- Влюбленность тоже может повлиять на нежелание учиться? 

- Конечно, ведь это первый опыт любовных переживаний. Причем переживаний очень глубоких и острых. Ошибка взрослых недооценивать чувства подростков. Когда влюбленная дочь плачет о неразделенной любви, не нужно отмахиваться ос словами «ерунда какая!». Нет, для нее это очень серьезно. Здесь родителям нельзя ошибиться, от них потребуется много внимания, ведь подросток еще не умеет управлять своими эмоциями. В отношениях между родителями и ребенком в этот период как никогда важна искренность. Дети в принципе очень чувствительны к фальши, что уж говорить о подростке, у которого мир черно-белый. Один раз обманув, мы можем потерять его доверие, и вернуть его будет очень и очень сложно. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 

Если у вас есть вопросы, обращайтесь. Наша почта pismo77@inbox.ru
Фото: Pressfoto.ru
Социальные комментарии Cackle
^