24.05.2016 в 15:50

Бурятия все ближе к запрету вылова омуля на Байкале

Федерация готовит почву для "табу" на рыбный промысел
A- A+
Бурятия все ближе к запрету вылова омуля на Байкале
Так можно «расшифровать» приезд в Улан-Удэ Ильи Шестакова, замминистра сельского хозяйства России. Он же является руководителем Федерального агентства по рыболовству. 

На совещание были вызваны представители властей Бурятии и Иркутской области, посланцы прокуратуры, науки, рыборазводчиков, рыбопереработчиков. Было прямо сказано, что с омулем все хуже. Решение о запрете лова омуля еще не принято, но направление, судя по всему, задано.

- После анализа надо принять взвешенное решение. Ведение запрета – это мера совсем вынужденная. Надо обсудить все возможные последствия решения. Если запрет будет введен, то он будет введен для всего Байкала, всех рек, в которых идет нерест. Окончательное решение будет приниматься чуть позже, когда «взвесим» все факторы, доложим в правительство РФ, в администрацию президента. Думаю, ближе к осени (омуль идет на нерест осенью – прим. ред.), мы сможем принять правильное решение, - заявил г-н Шестаков. 

- Будет ли доклад о положении с уникальным эндемиком положен на стол самому президенту Путину? - спросил корреспондент «Номер один» у чиновника.

- Сложно пока это прокомментировать, - ответил замминистра. 

На совещании выступило много людей.

- Почему идет обсуждение вопроса о введении именно полного запрета на вылов байкальского омуля? Потому что это даст органам внутренних дел полную уверенность, что (продающаяся на рынках) рыба - нелегальная. Сейчас еще могут быть какие-то вопросы. А это полностью выведет реализацию байкальского омуля в запретную зону, - разъяснил федеральный чиновник.

Полный запрет ударит по рыбоперерабатывающим заводам республики, рыбакам-любителям, эвенкам. В таком случае можно будет ловить для забора икры на искусственное воспроизводство и для научных целей.

- Полный запрет в какой-то мере ударит по рыбопромышленникам, - признает в этой связи зампред правительства Бурятии Даба-Жалсан Чирипов. - Но полумеры в этих условиях ничего не решат. Наши рыбопромышленники на какой-то определенный период должны перепрофилироваться на другие виды деятельности. Мы очень благодарны, что Илья Васильевич со своей командой приехали, мы получили ясность по многим вопросам. 

Один из методов «компенсации» омулевого лова для эвенков – расширение добычи нерпы. 

Москвич отметил, что остаются вопросы к эффективности охраны омуля. От также сообщил, что сейчас принимаются меры для создания спецгрупп с представителями МВД, ФСБ, ГИМС в период нереста.

- Я думаю, это повысит эффективность рыбоохранных мероприятий. Накопленные данные показывают достаточно критическую ситуацию с запасами омуля. В СССР, надо сказать, запрет уже вводился, это дало свои результаты - с 1980-х годов стали вновь вылавливать в промышленных объемах, - сказал он. 

Кстати, на федеральном уровне пришли к выводу, что превращение «Востсибрыбцентра» в акционерное общество, пусть и со 100 %-ным госучастием, было ошибкой.

Сейчас предприятие имеет в своем ведении Большереченский рыбоводный завод для инкубации икры. Два других – в ведении ФГБУ «Байкалрыбвод». 

- Сейчас все заводы, которые необходимы для воспроизводства рыбных запасов, вводим в лоно государства, делаем их бюджетными учреждениями, в рамках которых можем выдавать им государственное задание на воспроизводство. 

В рамках акционерного общества они, все-таки, были нацелены больше на перепрофилирование этих заводов. Мы видели просто критическую ситуацию, что все дело двигалось к банкротству «Востсибрыбцентра», реализации имущества с молотка и, в лучшем случае, перепрофилированию заводов, или, в худшем, – полностью к ликвидации заводов, - отметил высокий гость.

- Что будет с «Востсибрыбцентром», когда у него заберут производственные мощности? - спросил «Номер один» у Ильи Шестакова.

- Это будет решать федеральное агентство по имуществу - ответил он. 

Судя по всему, агентство является - владельцем 100 % акций «Востсибрыбцентра»…

Рыбоохрана под критикой  

Критике была подвергнута работа рыбоохрана, т.е. Ангаро-Байкальское ТУ Росрыболовства (курирует три региона Байкала). 

Офис ТУ располагается в Улан-Удэ. Совсем недавно кабинет руководителя занял новый руководитель Виталий Молоков, ранее работавший в органах прокуратуры в Иркутской области. Сейчас он - подчиненный Ильи Шестакова.

Одним из жестких выступлений стала речь Валерия Малханова, Бурятский природоохранный прокурор. Тот не очень стеснялся в выражениях. 

- Такое высокое представительство впервые на нашем берегу, - сказал он и описал картину. – Мы знаем, что в Иркутской области омуля практически не осталось, остался он здесь. Весь омуль фактически сразу уходит в Иркутскую область. Созданы, фактически, организованные преступные группы, не побоюсь этого слова, которые давно все наладили, переправляют, действительно, происходит свободная реализация.

С января 2016 г. надзор за Ангаро-Байкальским ТУ Росрыболовства, которое занимается рыбоохранной работой, передан прокурорам Бурятии, Забкрая, Иркутской области. 

Ранее надзор шел из Новосибирска, от представительства Генеральной прокуратуры в СФО. «Конечно, у них не имелось достаточно возможности полноценно осуществлять непосредственный надзор за конкретным Теруправлением. До этого не могли зайти, проверить, ни одного даже межрайонного подразделения», 

Какова позиция иркутских прокуроров? 

- Сегодня связался по телефону, они, конечно, против резкого запрета, который может повлечь социальные последствия, - сообщил прокурор Малханов. Он положительно высказался об активной работе нового руководителя Ангаро-Байкальского ТУ Росрыболовства. Сколачивается антибраконьерская коалиция. 

По словам природоохранного прокурора, в том году в Забайкальском нацпарке (ФГУ «Заповедное Подлеморье») в нерест (и не только) работал сводный отряд из Красноярского края. 

- Было задержано много очень рыбы, выловленной браконьерами. Много уголовных дел возбуждено. А вот на соседнем участке рядом, где территория ответственности Ангаро-Байкальского Теруправления, браконьеры просто туда выходили… Это все задокументировано было. К сожалению только после нерестового периода удалось снять с должности там руководителя, непосредственно, рыбинспекции, Ганеева такого..., - упрекнул прокурор. 

Новый человек постарается улучшить деятельность ведомства. 

- Только совместными усилиями Ангаро-Байкальского ТУ и министерства внутренних дел возможно переломить ситуацию в сфере процветающего браконьерства, - подчеркнул он. 

Напомним Виталию Молокову, что в республике надо бы возобновить работу трех теплоходов, которые несколько лет назад эффективно работали в нерестовый сезон, как плавучие базы, в глубине Байкала. С них спускали катера и моторные лодки, чтобы пресекать попытки браконьеров ловить нерестового омуля, идущего к берегу, к рекам. 

Кроме того, для эффективного отслеживания лодок браконьеров можно использовать беспилотники. 

В мае в Бурятии и Иркутской области прошли совещания под председательством профильных зампредов двух региональных правительств. 

Еще он обратился к прокуратуре с обоих берегов Байкала проводить внеплановые проверки мест реализации и переработки водных биоресурсов. 

Бизнесмены против тотального запрета 

Ученые предлагают два варианта. Или полностью запретить лов на пять лет, кроме научного лова и для цели искусственного воспроизведения. Или снизить интенсивности лова вдвое. 

Бизнесменам больше нравится второй путь. 

Вадим Бредний, руководитель Группы компаний «Титан» считает допустимым. Это мнение многих рыбопромышленников республики. 

- Я – учредитель рыбозавода «Байкал», а также торговой Группы «Титан». Мы добываем и перерабатываем байкальского омуля. Консолидированная позиция рыбопромышленников, которую я хочу озвучить – нельзя вводить полный запрет на вылов омуля на Байкале. Это вопрос не только экономический, это вопрос в некотором смысле политический. Если все запретить, то образуется очень серьезная социальная напряженность в байкальском бассейне. Очень много людей задействованы в рыбопромышленной отрасли», - заявил он. 

Рыбопромышленники не против сократить квоты в два раза на два года и поставить заслон браконьерам. «Я предлагаю отложить решение вопроса о моратории на вылов омуля на два года», - выступил Бредний.

Позиция федерального чиновника такова. 

- По омулю можем пройти такую же точку невозврата, как по осетровым. По сути, теперь ученые в периоде десяти лет не могут спрогнозировать сможем ли мы когда-то восстановить запасы осетровых. Нельзя допустить такого же по байкальскому омулю, - предупредил всех замминистра сельского хозяйства России. 

Шефа поддержал Виктор Ашарин, начальник одного из Управлений Федерального агентства.  

- Биомасса омуля уменьшается в разы. Ситуацию надо коренным образом переламывать. Просто снизив объемы (добычи – прим.). мы не избавимся от возможности под эти объемы торговать на всех углах, - указал он.

Не поддался на «шантаж» 

В зале были подняты вопроса уровня Байкала, проблему монгольских ГЭС и т. д. 

Не только Вадим Бредний на совещания «шантажировал» Илью Шестакова политическим моментом, тем, что идут выборные годы (нынче – в Гос. Думу, затем Президента РФ). Таких было несколько.

Например, это зампред правительства Иркутской области Виктор Кондрашов 

- Введение ограничений на добычу или введение полного запрета может вызвать социальную напряженность среди местного населения, проживающего в муниципальных образованиях, прилегающих к озеру Байкал. Наверное, на сегодняшний день, вы сказали, это является самой основной нерешенной проблемой, особенно в преддверии выборных кампаний, - озвучил иркутянин.

Совещание произвело впечатление целенаправленной федеральной акции по моральной подготовке региональных элит в Бурятии и Иркутской области к будущему запрету лова омуля. 

Рыбоохране, чтобы та улучшила свою работу по борьбе с браконьерами, уже сменили начальника. Подключат МВД и ФСБ. Все готово к полному запрету – на промвылов, и на любительский лов. 

- Лучше сейчас принять решение, которое позволит восстановиться запасам, нежели не принимать, а через год-два опять собраться и сказать, что упустили время, - как отрезал Илья Шестаков в своем заключительном слове в конце совещания. – Я не думаю, что жители Байкальского региона хотят безвозвратно потерять омуля. Окончательное решение не принято. Но оно будет носить не политический характер. Это вопрос сохранения традиционного вида рыбы, которая всегда была в Байкале. 

Фото: "Номер один"

Читайте также

В Улан-Удэ бизнесмены Матхановы безвозмездно передали базу для МУП «Городские маршруты»
Теперь там можно будет построить новый бокс для автобусов
28.03.2024 в 18:46
В Улан-Удэ хирурги РКБ провели ювелирную операцию по удалению кисты
До этого женщина дважды оперировалась в Иркутске, но безрезультатно
28.03.2024 в 17:43
Жителей Бурятии предупредили о новом способе мошенничества
Появились мошенники, выдающие себя за сотрудников ФНС и требующих декларации
28.03.2024 в 17:36
В Бурятии наградили медалью главного врача дома ребенка «Аистенок»
Аюр Бато-Жаргалович Бимбаев работает в здравоохранении 46 лет, из них 30 лет в руководящей должности
28.03.2024 в 17:34
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.