19.05.2017
Продажи продуктов питания в Бурятии падают уже седьмой месяц подряд
Жители Бурятии стали меньше покупать еду

Особенно речь идет о полезной пище или о деликатесах. Картошка и макароны, как в военные годы, становятся самыми популярными продуктами.  

По данным Бурятстата, в первом квартале 2017 года жители республики потратили на покупку еды и алкогольных напитков 19 миллиардов 218 миллионов рублей, что почти на 8% меньше, чем за три месяца прошлого года. Учитывая, что цены на продовольствие постоянно растут, это означает физическое сокращение потребления продовольствия населением республики.

Отметим, что практически ежемесячное снижение выручки от реализации продовольственных товаров началось еще в сентябре 2016 года. В 2017 году падение ускорилось и приняло обвальный характер. Причем это произошло впервые за пятилетний период статистических наблюдений, что само по себе говорит о глубине падения доходов населения в ситуации разворачивающегося экономического кризиса.

Каша без масла

– Люди покупают более дешевые, менее полезные и качественные продукты, лишь бы притупить чувство голода, – убежден предприниматель Алексей Машкович. – Также свою роль в падении продаж сыграли туристы из Монголии, количество которых значительно поубавилось с осени 2016 года.

По словам владельцев продуктовых торговых сетей, начиная с прошлого года выручка магазинов либо стагнирует, либо уменьшается. Снижается средний чек на продукты и падением спроса на дорогие продукты, колбасу, сыр, рыбу, морепродукты, сливочное масло. Население переходит на более дешевые продукты питания. Ведь продажи макарон и картошки, наоборот, растут.

И если три последних года объемы продаж маскировались ростом денежной выручки из-за роста цен, то в этом году падение настолько велико, что ее не может исказить даже удорожание продовольствия.

На падение спроса продуктов глубокой переработки (тех же колбас) не могли не повлиять и критические репортажи в СМИ о резком ухудшении качества российского продовольствия в связи с контрсанкциями. В результате производители ради наживы потеряли всякие ограничители и добавляют практически во все продукты дешевые, ядовитые заменители, синтетические добавки и разного рода «ароматизаторы, идентичные натуральным».  Фактически для образованных покупателей знакомство с содержанием этикеток в супермаркете сродни прочтению справочника токсиколога. Словом, безопасных продуктов на полках становится все меньше.

Самогон как импортозамещение

Странно, но в оборот  розничной торговли продовольственными товарами статистики почему-то включают продажи табака и алкогольных напитков.  Причем если второй год ударно дорожающие сигареты стали пользоваться меньшим спросом, то по алкоголю ситуация не столь однозначная. Часть граждан перешла на алкоголь двойного назначения (типа «Боярышник») либо на самогон.

Как говорят эксперты, официальные продажи алкоголя падают, зато продажа и употребление суррогатов и самогона, напротив, растут. Официальным производителям водки с ценой бутылки в 300 рублей сложно конкурировать с самогоном, себестоимость производства которого оказывается в пределах 70–80 рублей  за один литр.

Падение розничной торговли не ограничивается продуктами и алкоголем. Снижаются и продажи ГСМ, стройматериалов, лекарств, бытовой техники, а также автомобилей и автозапчастей.

Причем  настораживает, что по статистике спад потребления  продуктов значительно опережает снижение доходов граждан. Это означает сжатие потребления даже у тех, у кого есть свободные деньги. Поскольку будущее туманно, и как долго продлится кризис, никто не знает, люди на всякий случай тратят меньше, а деньги кладут на депозит или под матрас. Меньше расходуют – падают доходы малого бизнеса – снижаются зарплаты, и далее все идет по порочному кругу.

Дмитрий Родионов, «Номер один»
Фото: pixabay.com
Социальные комментарии Cackle
^