«Я считаю это знаком судьбы»
Актриса Ольга Ранжилова – о любимой профессии и лучших ролях
Текст: Газета
Режиссеры говорят, что ее голос идет из сердца. Любимая зрителями актриса Государственного бурятского академического театра драмы Ольга Ранжилова мгновенно перевоплощается на сцене, всегда сохраняя свой особый «серебряный» почерк.
О детстве, или Мечта без права на реализацию
Она действительно очень красиво разговаривает, независимо от того, кого играет – уморительную старушку в комическом спектакле или нежную героиню трагедии. Но, говоря на русском или литературном бурятском языке, думать Ольга Ранжилова продолжает на своем родном сартульском диалекте.
Будущая актриса выросла в небольшом селе Алцак Джидинского района, окруженном священными горами. Признается, что до сих пор черпает силы в родной земле и ездит на родину при любой возможности.
– Как только появляется время, я еду на родину, где, кажется, все меня оберегает, дает силы, – говорит актриса.
Ее мама одна воспитывала троих детей, работая ветеринаром. Помогали дедушка и бабушка.
– Это счастливое время я часто теперь вспоминаю. Маме постоянно приходилось выезжать на отдаленные гурты. Она сажала меня за спиной, и мы вместе ехали верхом на лошади. Я была мамин «хвостик». Каждый вечер доярки сдавали молоко, которое сливали в «бассейн», потом приезжал желтый молоковоз и забирал молоко, в котором мне всегда хотелось искупаться…
Ее детство пришлось на 90-е годы, потому она отлично помнит лишения тех лет.
– Помню, не было ничего, кроме муки, да и та была такого качества, что хлеб не пропекался, и мы ели только корочку. И не было ничего вкуснее шоколадного маргарина, который изредка привозили из города…
С детства она умеет все – и корову доить, и дрова рубить, и сено косить. Но всегда тихо мечтала о сцене. Так тихо, что даже в мыслях не могла в это поверить. Это была мечта без права на реализацию.
Случайности не случайны
Когда пришло время поступать, мама дочь не ограничивала.
– Мама сама когда-то мечтала стать музыкантом, но ее родители настояли на выборе профессии ветеринара. У меня ведь дедушка был ветеринар, – вспоминает актриса.
Дедушка с бабушкой видели во внучке врача или педагога, потому о своем намерении поступать в театральный институт внучка и ее мама старикам не сказали.
– Это чистое совпадение, что в 2006 году был набор в бурятскую студию Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства на курс Арвида Михайловича Зеланда…
О наборе будущая актриса случайно узнала из газеты и вместе с мамой приехала в Улан-Удэ поступать.
Ливень судьбы
Улан-Удэ казался ей огромным городом, в котором можно легко заблудиться:
– Я выучила один маршрут: от «Саян» до театра и ожидала своей очереди в числе таких же абитуриентов.
Вспоминая себя, смеется:
– Я была очень закомплексованной, и только на школьной сцене забывала о своих страхах. Боялась всего, и в этом своем полуиспуге поехала поступать.
Во время первого тура, ожидая, пока до нее дойдет очередь, абитуриентка Ранжилова так волновалась, что к моменту, когда нужно было выходить читать стихотворение, не могла думать ни о чем, кроме как об остром желании пойти в туалет. Но отпроситься было страшно, и пришлось выходить перед комиссией.
– Настроя читать стихи у меня не было никакого. И тут случилось то, что теперь я считаю знаком судьбы – пошел сильный ливень. Стало так шумно, что мастер предложил приостановить просмотр, объявив перерыв на 30 минут.
После перерыва Ольга прочла стихи, думая только о них.
– Если бы не этот ливень, не знаю, может быть, все сложилось бы совсем по-другому, – задумчиво улыбается актриса.
Первое испытание
Узнав, что внучка поступила на артистку, да еще будет учиться в далеком большом Петербурге, дедушка с бабушкой испугались и отпускать ее не хотели. И, действительно, прекрасный и величественный город встретил Ольгу испытанием. В самом начале учебы, в сентябре, по дороге в общежитие ее сбила машина… Многие тогда сомневались, что она продолжит учебу. Но по истечении полугода студентка полностью восстановилась.
Успешно окончив первый курс, к радости бабушки и дедушки вернулась в родной Алцак живой и здоровой. Летом косила сено, потому в Петербург вернулась «черной» от солнца. В армреслинге ей не было равных на всем курсе. Вспоминать об этом хрупкой актрисе смешно и сегодня. Знала ли тогдашняя студентка, что скрывается за блеском профессии артиста?
– Об этом я серьезно задумалась на первом курсе… Но нам очень повезло с мастером и преподавателями. Арвид Михайлович говорил нам: «Каждым своим выходом на сцену вы должны доказывать, что вы достойны».
И это она помнит всегда. Сегодня она играет много главных ролей, но говорит, что любые роли ей в радость. И еще, говорит, это особый драйв – чувствовать, что группа действует на одном дыхании.
– Главные роли – это всегда волнение и большая ответственность. Но для меня очень важно быть в контакте с партнером и быть единым организмом со всей труппой, – говорит Ольга.
Пышка-Джульетта
У каждого артиста должны быть этапные роли, которые дают возможность поднять планку. Такими ролями, по мнению критиков, для актрисы стали Элизабет в «Пышке», затем – Джульетта. После этого ее стали называть ведущей актрисой театра. От этого титула она до сих пор отмахивается:
– Мне неудобно принимать комплименты, хотя мне не раз говорили: «Ты просто прими это и скажи спасибо!».
Ей нравятся острохарактерные роли. В спектакле «Убгэд+Хугшэд» она перевоплощается в старушку практически без грима.
– Мой персонаж – бабушка Пылжид – живет на сцене шестой год и уже стала мне родной, – смеясь, говорит Ольга Ранжилова.
Говорят, когда она впервые появилась на сцене в этой роли, ее не узнали не только зрители, но даже некоторые коллеги. Одна зрительница сочувственно спросила: «Как с такими кривыми ногами приняли актрису? Трудно, наверное, ей приходится». И очень жалела ее. Но дело в том, что у актрисы Ранжиловой ноги совершенно прямые.
Бабушка Пылжид заслужила любовь зрителей.
– На протяжении спектакля мы, актеры, чувствуем реакцию зала. Это трудно объяснить. Может быть, об этом говорит нам его дыхание. И, конечно, аплодисменты, – делится актриса.
Об обидах и школе жизни
– В детстве, если меня куда-то не брали, я плакала от обиды. Пожалуй, положение стало исправляться только во время учебы в Санкт-Петербурге, которая стала для меня школой жизни.
Поначалу на некоторые замечания преподавателей она реагировала болезненно.
– Я могла переживать об этом три дня. Со временем я научилась менять отношение к замечаниям, и тогда возник совсем другой настрой: появилась способность радоваться им. Теперь иногда ловлю себя на мысли, что жду замечаний, хочу их.
Сегодня Ольга Ранжилова готовится к материнству.
– Мне кажется, это сильно отражается на нашем с вами разговоре, – смеется она. – Я сейчас, наверное, и по характеру, и внешне напоминаю плюшку!
О счастье
Говорит, поэтому сейчас так часто вспоминает свое счастливое детство.
– Горячая лепешка со сметаной, походы за ягодами – земляникой, голубикой – вот что приходит мне в голову первым, когда у меня спрашивают про счастье!
Она до сих пор поражается силе своей мамы, которая, воспитывая детей одна, всегда верила, что даст детям высшее образование, притом то, которое они выберут сами.
– Так получилось, что все мы втроем ушли в искусство: брат стал художником, сестра – хореографом, а я – актрисой.
Кто-то из родственников тогда махнул рукой, мол, пропали мечты стариков о серьезной профессии для внуков. Но сегодня каждый из них чувствует себя на своем месте, и это Ольга Ранжилова считает главным.
Актерство для нее – это даже не работа и не карьера, а любимое дело, интересный проект. По мнению Ольги, совместить материнство и любимое дело не только возможно, но даже, наоборот, материнство может открыть ей новые грани.
– Материнство – это сила, которую я хочу обрести. И это будет новый этап моей жизни, – говорит она как всегда мягко, но решительно. И в голосе ее чувствуется… нет, не сталь – серебро.
Диляра Батудаева, для «Номер один».
Фото: Туяа Ямпилова, Елена Агафонова
Справка:
Звания и награды
Дипломант Московского театрального фестиваля «Подиум-2009».
Дипломант шекспировского мини-фестиваля Global-2011.
Лауреат Международного конкурса «Поющая маска-2009».
Почетная грамота «За вклад в развитие культуры и искусства» Министерства культуры Республики Бурятия (2014).
Диплом «Лучшая женская роль» СТД РБ (2016).
Диплом «Лучшая женская роль», фестиваль «Алтан сэргэ» (2016).
О детстве, или Мечта без права на реализацию
Она действительно очень красиво разговаривает, независимо от того, кого играет – уморительную старушку в комическом спектакле или нежную героиню трагедии. Но, говоря на русском или литературном бурятском языке, думать Ольга Ранжилова продолжает на своем родном сартульском диалекте.
Будущая актриса выросла в небольшом селе Алцак Джидинского района, окруженном священными горами. Признается, что до сих пор черпает силы в родной земле и ездит на родину при любой возможности.
– Как только появляется время, я еду на родину, где, кажется, все меня оберегает, дает силы, – говорит актриса.
Ее мама одна воспитывала троих детей, работая ветеринаром. Помогали дедушка и бабушка.
– Это счастливое время я часто теперь вспоминаю. Маме постоянно приходилось выезжать на отдаленные гурты. Она сажала меня за спиной, и мы вместе ехали верхом на лошади. Я была мамин «хвостик». Каждый вечер доярки сдавали молоко, которое сливали в «бассейн», потом приезжал желтый молоковоз и забирал молоко, в котором мне всегда хотелось искупаться…
Ее детство пришлось на 90-е годы, потому она отлично помнит лишения тех лет.
– Помню, не было ничего, кроме муки, да и та была такого качества, что хлеб не пропекался, и мы ели только корочку. И не было ничего вкуснее шоколадного маргарина, который изредка привозили из города…
С детства она умеет все – и корову доить, и дрова рубить, и сено косить. Но всегда тихо мечтала о сцене. Так тихо, что даже в мыслях не могла в это поверить. Это была мечта без права на реализацию.
Случайности не случайны
Когда пришло время поступать, мама дочь не ограничивала.
– Мама сама когда-то мечтала стать музыкантом, но ее родители настояли на выборе профессии ветеринара. У меня ведь дедушка был ветеринар, – вспоминает актриса.
Дедушка с бабушкой видели во внучке врача или педагога, потому о своем намерении поступать в театральный институт внучка и ее мама старикам не сказали.
– Это чистое совпадение, что в 2006 году был набор в бурятскую студию Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства на курс Арвида Михайловича Зеланда…
О наборе будущая актриса случайно узнала из газеты и вместе с мамой приехала в Улан-Удэ поступать.
Ливень судьбы
Улан-Удэ казался ей огромным городом, в котором можно легко заблудиться:
– Я выучила один маршрут: от «Саян» до театра и ожидала своей очереди в числе таких же абитуриентов.
Вспоминая себя, смеется:
– Я была очень закомплексованной, и только на школьной сцене забывала о своих страхах. Боялась всего, и в этом своем полуиспуге поехала поступать.
Во время первого тура, ожидая, пока до нее дойдет очередь, абитуриентка Ранжилова так волновалась, что к моменту, когда нужно было выходить читать стихотворение, не могла думать ни о чем, кроме как об остром желании пойти в туалет. Но отпроситься было страшно, и пришлось выходить перед комиссией.
– Настроя читать стихи у меня не было никакого. И тут случилось то, что теперь я считаю знаком судьбы – пошел сильный ливень. Стало так шумно, что мастер предложил приостановить просмотр, объявив перерыв на 30 минут.
После перерыва Ольга прочла стихи, думая только о них.
– Если бы не этот ливень, не знаю, может быть, все сложилось бы совсем по-другому, – задумчиво улыбается актриса.
Первое испытание
Узнав, что внучка поступила на артистку, да еще будет учиться в далеком большом Петербурге, дедушка с бабушкой испугались и отпускать ее не хотели. И, действительно, прекрасный и величественный город встретил Ольгу испытанием. В самом начале учебы, в сентябре, по дороге в общежитие ее сбила машина… Многие тогда сомневались, что она продолжит учебу. Но по истечении полугода студентка полностью восстановилась.
Успешно окончив первый курс, к радости бабушки и дедушки вернулась в родной Алцак живой и здоровой. Летом косила сено, потому в Петербург вернулась «черной» от солнца. В армреслинге ей не было равных на всем курсе. Вспоминать об этом хрупкой актрисе смешно и сегодня. Знала ли тогдашняя студентка, что скрывается за блеском профессии артиста?
– Об этом я серьезно задумалась на первом курсе… Но нам очень повезло с мастером и преподавателями. Арвид Михайлович говорил нам: «Каждым своим выходом на сцену вы должны доказывать, что вы достойны».
И это она помнит всегда. Сегодня она играет много главных ролей, но говорит, что любые роли ей в радость. И еще, говорит, это особый драйв – чувствовать, что группа действует на одном дыхании.
– Главные роли – это всегда волнение и большая ответственность. Но для меня очень важно быть в контакте с партнером и быть единым организмом со всей труппой, – говорит Ольга.
Пышка-Джульетта
У каждого артиста должны быть этапные роли, которые дают возможность поднять планку. Такими ролями, по мнению критиков, для актрисы стали Элизабет в «Пышке», затем – Джульетта. После этого ее стали называть ведущей актрисой театра. От этого титула она до сих пор отмахивается:
– Мне неудобно принимать комплименты, хотя мне не раз говорили: «Ты просто прими это и скажи спасибо!».
Ей нравятся острохарактерные роли. В спектакле «Убгэд+Хугшэд» она перевоплощается в старушку практически без грима.
– Мой персонаж – бабушка Пылжид – живет на сцене шестой год и уже стала мне родной, – смеясь, говорит Ольга Ранжилова.
Говорят, когда она впервые появилась на сцене в этой роли, ее не узнали не только зрители, но даже некоторые коллеги. Одна зрительница сочувственно спросила: «Как с такими кривыми ногами приняли актрису? Трудно, наверное, ей приходится». И очень жалела ее. Но дело в том, что у актрисы Ранжиловой ноги совершенно прямые.
Бабушка Пылжид заслужила любовь зрителей.
– На протяжении спектакля мы, актеры, чувствуем реакцию зала. Это трудно объяснить. Может быть, об этом говорит нам его дыхание. И, конечно, аплодисменты, – делится актриса.
Об обидах и школе жизни
– В детстве, если меня куда-то не брали, я плакала от обиды. Пожалуй, положение стало исправляться только во время учебы в Санкт-Петербурге, которая стала для меня школой жизни.
Поначалу на некоторые замечания преподавателей она реагировала болезненно.
– Я могла переживать об этом три дня. Со временем я научилась менять отношение к замечаниям, и тогда возник совсем другой настрой: появилась способность радоваться им. Теперь иногда ловлю себя на мысли, что жду замечаний, хочу их.
Сегодня Ольга Ранжилова готовится к материнству.
– Мне кажется, это сильно отражается на нашем с вами разговоре, – смеется она. – Я сейчас, наверное, и по характеру, и внешне напоминаю плюшку!
О счастье
Говорит, поэтому сейчас так часто вспоминает свое счастливое детство.
– Горячая лепешка со сметаной, походы за ягодами – земляникой, голубикой – вот что приходит мне в голову первым, когда у меня спрашивают про счастье!
Она до сих пор поражается силе своей мамы, которая, воспитывая детей одна, всегда верила, что даст детям высшее образование, притом то, которое они выберут сами.
– Так получилось, что все мы втроем ушли в искусство: брат стал художником, сестра – хореографом, а я – актрисой.
Кто-то из родственников тогда махнул рукой, мол, пропали мечты стариков о серьезной профессии для внуков. Но сегодня каждый из них чувствует себя на своем месте, и это Ольга Ранжилова считает главным.
Актерство для нее – это даже не работа и не карьера, а любимое дело, интересный проект. По мнению Ольги, совместить материнство и любимое дело не только возможно, но даже, наоборот, материнство может открыть ей новые грани.
– Материнство – это сила, которую я хочу обрести. И это будет новый этап моей жизни, – говорит она как всегда мягко, но решительно. И в голосе ее чувствуется… нет, не сталь – серебро.
Диляра Батудаева, для «Номер один».
Фото: Туяа Ямпилова, Елена Агафонова
Справка:
Звания и награды
Дипломант Московского театрального фестиваля «Подиум-2009».
Дипломант шекспировского мини-фестиваля Global-2011.
Лауреат Международного конкурса «Поющая маска-2009».
Почетная грамота «За вклад в развитие культуры и искусства» Министерства культуры Республики Бурятия (2014).
Диплом «Лучшая женская роль» СТД РБ (2016).
Диплом «Лучшая женская роль», фестиваль «Алтан сэргэ» (2016).
Теги
Общество